Эта широко известная фраза из Библии используется
настолько часто, что успела стать привычной, и многие люди перестали
воспринимать ее всерьез. А ведь она говорит об очень важной вещи — слово играет
едва ли не ключевую роль в нашей жизни. Из слов состоит устная и письменная
речь, словами передается практически вся информация, да и мысли (если хорошенько
разобраться) — это слова, которые с огромной скоростью «проигрываются» в нашем
уме.
Как мы с тобой уже помним, культура — это всё, что
сделано человеком с помощью разума, это продукт его деятельности. А поскольку слова — это своеобразные
«кирпичики» разума, то они являются и главными элементами культуры любого
народа, такими себе кирпичиками, из которых возводится ее прекрасное
здание.
Наиболее важной формой передачи информации между
людьми является сообщение — законченная мысль или рассказ о каких-либо событиях,
явлениях или личностях. Чаще всего сообщения создаются, передаются и «живут» в
виде текста. Строго говоря, текст — это сообщение, которое зафиксировано на
каком-нибудь материальном носителе с помощью графических символов — букв или
других знаков. Но в более широком понимании текст — это любое сообщение (или
набор сообщений), которое может «жить» собственной «жизнью».
Обычно эта жизнь очень коротка — вспомни, к примеру,
как часто меняется реклама на уличных щитах и как быстро теряется интерес к газетным
материалам… Но есть тексты, которые живут очень долго — годами и даже
тысячелетиями. Как правило, они несут в себе важную информацию, и оттого очень
ценны либо для отдельной группы людей (например, учебники, энциклопедии,
документация), либо для целого народа (например, летописи, древние сказания,
прекрасные стихи великих поэтов).
Текстами,
которые имеют такое огромное значение, занимается особая наука — литература. Также этим
понятием обозначается и вся совокупность таких «долгоживущих» текстов.
Радзивиловская летопись — один из древних текстов, который
рассказывает об истории нашей Родины
Слово народа
Текст, который имеет для человечества большую
важность, называется литературным памятником. Часть этих памятников была
создана в те далекие времена, когда у того или иного народа еще не было
письменности. Дописьменную эпоху пережил едва ли не каждый древний народ на
Земле. Была она и у русичей — дальних предков русского народа, и у кавказских
племен, и у коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Несмотря на отсутствие букв и самой традиции писать
какие-либо тексты, древние люди мыслили не хуже современных. Они жили и
трудились, любили и ненавидели, воевали и мирились, строили и разрушали,
получая бесценный жизненный опыт. Любой опыт нуждается в осмыслении и передаче
грядущим поколениям. Так в народе появились устные предания, в которых
отражались опыт, знания, ценности и многое-многое другое, что было приобретено
нашими предками.
Поскольку изначально
сообщения передавались на слух, из уст в уста, они получили название устного
народного творчества, или, иными словами, фольклора.
Со временем, после
появления у русичей собственного алфавита, они, естественно, были записаны.
Однако даже в письменном виде они сохраняют свои народные черты.
Нужно сказать, что наши предки мало чем отличались от
нас самих и у них были, по большому счету, те же проблемы, что и у современного
человека. Их жизнь была чрезвычайно многогранной, и каждая из этих граней нашла
свое отражение в текстах, которые дошли до наших дней. Все они делятся на
группы, которые называются жанрами. Каждая из них имеет свои особенности, а
самих жанров довольно много.
Издревле колыбельная была важной частью жизни любой семьи на Русской
земле
Жанры фольклора
С некоторыми из них мы знакомы почти с рождения.
Например — с колыбельными. На первый взгляд, это песни, которые женщины поют
малышам, чтобы те хорошо спали и не беспокоились во сне. Но если присмотреться
повнимательнее, то можно увидеть, что колыбельные имеют огромное значение.
Тексты этих песен знакомят совсем еще
крохотных детей с тем миром, в котором им предстоит жить.
Колыбельные
говорят о любви матери к ребенку, о том, как прекрасна природа, как сложен и
многогранен окружающий мир. О том, что он полон опасностей, но их не стоит
бояться, ибо рядом с малышом — его старшие родные (папа, мама, дедушки,
бабушки, тети и дяди), на которых он может положиться. О том, что в мире добра
больше, и оно в конечном итоге одерживает победу над злом.
Не менее значимыми для самых маленьких жителей нашей
страны были и пестушки с потешками. «Идет коза рогатая», «Водичка-водичка, умой
мое личико», «Летели кукушки», «Ворон на дубу», «Петушок-петушок, золотой
гребешок» — наверняка эти коротенькие стишки знаешь и ты. В старину под звуки
простых ритмичных песен женщины пеленали своих детей, кормили их, играли с ними
и при этом дарили нежность, окутывали заботой и вниманием.
С самого раннего возраста незатейливые тексты укрепляли в душах детей
веру в доброе и светлое, желание созидать и жить, быть частью нашего общества.
— А как же сказка? — наверняка спросишь ты. Да, сейчас
сказки слушают и читают преимущественно в детском возрасте, их иллюстрируют
красочными картинками, снимают на их основе мультики и фильмы, создают комиксы.
У большинства из издаваемых сейчас сказок есть авторы — писатели, которые
сочиняют интересные и поучительные истории. Это, например, Александр Волков,
написавший серию книг «Волшебник Изумрудного города», Алексей Толстой,
подаривший нам «Приключения Буратино», Виталий Губарев, открывший для нас
«Королевство кривых зеркал», или Николай Носов, создавший удивительный и
огромный мир Незнайки и его друзей.
Но в строгом смысле понятие сказки относится именно к
фольклору. Поэтому в литературе особо выделяют народные сказки. Многие из них
мы знаем практически с пеленок: «Колобок», «Пойди туда — не знаю куда», «По
щучьему велению», «Лиса и волк», «Заяц-слуга», «Царевна-лягушка». В старину они
имели другое назначение, чем сейчас. Изначально сказки — это истории с вымышленными
и нереальными персонажами, которые взрослые рассказывали друг другу и в которых
«проигрывали» различные жизненные ситуации. В этих жизненных ситуациях герои
сказок оказываются перед сложным нравственным выбором и показывают пример, как
поступать можно, а как — нельзя. Сказка — это своеобразный учебник жизни,
который в увлекательной форме раскрывает перед слушателем и читателем те
законы, по которым живет окружающий нас мир.
Во многих сказках герои, как перед знаменитым дорожным камнем,
оказываются перед сложным выбором между добром и злом
Еще больше проблематика добра и зла раскрывается в так
называемом эпосе — текстах, которые посвящены историческим событиям либо
персонажам, сыгравшим в истории народа очень важную роль. Наиболее яркими
эпическими памятниками являются древнерусские былины, казацкие думы, сказания
народов Кавказа и Крайнего Севера, песни коренных племен Сибири. Часто герои
эпоса полностью вымышлены (например, русский богатырь Святогор, бурятский
кудесник Мэргэн или осетинский герой Сослан), однако даже эти персонажи,
совершая свои подвиги, руководствуются высокими нравственными принципами.
Например, тот же Сослан во время совершения своих подвигов вернул людям огонь.
Служение народу и родной земле, борьба со
злом за правду — одна из основных мыслей, которая прослеживается во всем эпосе.
Эпос неоднократно вдохновлял деятелей искусства. Например, великий
русский художник Виктор Васнецов на своей знаменитой картине «Богатыри»
изобразил славных защитников Руси — Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу
Поповича. Сейчас этот шедевр хранится в Третьяковской галерее в Москве
Ну и как же при разговоре о народном творчестве не
вспомнить о пословицах и поговорках, которые рассказывают о труде и лени,
верности и предательстве, храбрости и трусости, добре и зле. «Народ скажет —
как завяжет», — так говорили наши предки. И действительно — короткие, яркие, хлесткие
— эти тексты очень точно выражают те закономерности, которые существуют в мире
и обществе. В ту пору, когда книги не были так доступны, как в наше время,
пословицы и поговорки служили неисчерпаемым источником мудрости. Да и сейчас, в
эпоху интернета и мобильной связи, они по-прежнему сохраняют свою свежесть и
мудрость.
Фольклор — фундамент литературы
В жизни любого народа наступает момент, когда в глазах
общества возрастает ценность отдельно взятого человека. Этот исторический
момент — по-настоящему переломный. Он служит началом формирования так
называемой авторской культуры, когда заметный след в жизни страны оставляет не
только народ в целом, но и конкретные люди. Литература тоже имеет свой
авторский «пласт».
— Но разве у фольклорных произведений нет авторов?
Разве может что-то появляться само собой? — спросишь ты. Совершенно верно —
даже у коротенькой потешки есть автор — человек, который ее придумал. Но он все
равно остается неизвестным. С одной стороны, за целые столетия текст
претерпевает очень большие изменения, каждое поколение людей оставляет на нем
свой след, и, например, у одной и той же народной песни может быть несколько
вариантов. С другой стороны, фольклор
потому и называется народным творчеством, что выражает не мнение отдельно
взятого человека, а глубинную суть, исконную веру всего народа. И в этом
ключе совершенно неважно, кто является автором того или иного текста — ведь эти
тексты одинаково дороги каждому члену общества, в котором они родились.
Авторская литература начинает появляться тогда, когда
возникает необходимость осмыслить те проблемы, которые возникают перед народом.
Это происходит по мере развития общества, и чем старше это общество становится,
тем шире круг проблем, которые требуют осмысления. А когда что-либо
осмысляется, то на первое место выходит личность автора — его жизненная
позиция, ценности, мировоззрение.
Первыми авторскими текстами стали произведения,
которые сегодня принято называть публицистикой. Проповеди, поучения, письма,
памфлеты, воззвания — эти тексты появлялись в ответ на возникающие общественные
нужды. Еще одним местом приложения авторского таланта стал театр, для которого
стали писать сценки, пьесы, интермедии — тексты, которые заучивались актерами и
разыгрывались по ролям на сцене или во время массовых гуляний.
Кукольный театр — именно здесь разыгрывались первые пьесы, которые
позже стали играть живые актеры на больших сценах
А вершина авторской литературы — это, конечно же,
художественные тексты.
В художественных
произведениях обычные слова используются, чтобы передавать не только различные
факты или идеи, но и чувства, эмоции, звуки, запахи и другие грани мира природы
и внутреннего мира человека.
Это самое сложное искусство, которое под силу
лишь очень талантливым людям. Их имена ты наверняка уже неоднократно слышал:
Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет, Расул Гамзатов, Фёдор Тютчев…
Еще много имен ты узнаешь в дальнейшем, учась в школе и вузе и просто читая
хорошие книги.
А может быть, со временем ты тоже присоединишься к
этим людям и станешь настоящим мастером слова. Кто знает… Но в любом случае и
писателю, и любому другому человеку важно всегда помнить о том, что слово — это
одна из самых важных, пусть и неосязаемых, вещей в нашей жизни. И от того, как
мы воспользуемся этими вещами, зависит, насколько правильной и осознанной будет
наша жизнь и сколько добра и света мы принесем в жизнь других людей.
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.