Как мы уже неоднократно говорили, любая культура —
плод нашего разума, который, используя доступные ему инструменты, создает или
изменяет окружающую его реальность. Конечно, чаще всего под культурой понимают
книги, фильмы, красивые здания, различного рода знания. Но, по большому счету,
любые вещи или явления, созданные человеком, относятся к области культуры.
Даже простой сарайчик у бабушки на даче
тоже является ее проявлением, потому что он выражает внутренний мир и ценности
того, кто его построил.
Наша планета огромна. На ней много климатических зон,
которые имеют свои особенности и в которых живут люди. Но кроме климата на нашу
жизнь влияют и другие вещи. Например, растительность (ее наличие или
отсутствие). Или, скажем, та же вода — в одних местах она соленая и непригодна
для употребления, а в других — пресная и полезная. Можно довольно долго
перечислять все факторы, влияющие на нас, но уже из этих простых примеров
становится ясно, что каждое место на нашей планете — уникально. Это делает
уникальным и сам народ, который там проживает. А значит, и его культура (плоды
его деятельности) тоже будет уникальной. Этот факт порождает то разнообразие
культур, которое мы наблюдаем в наше время.
Даже в отдельно взятой России очень много культур. И
это неудивительно, ведь наша страна огромна, как огромно и число народов,
проживающих в ней. Когда на одной территории сталкиваются несколько взглядов на
окружающий мир, перед ними неизбежно встает проблема совместного существования,
у которой только два решения: либо
сильнейшая культура победит, покорит и уничтожит более слабую, либо эти
культуры будут взаимодействовать между собой взаимно изменяться и мирно
сосуществовать.
По первому пути шли многие завоеватели древности.
Например, германские племена в начале нашей эры (более двух тысяч лет назад)
стали потихоньку вытеснять кельтские народы и постепенно заняли половину Европы,
дойдя со Скандинавии до побережья Средиземного моря на юге и Карпатских гор на
востоке. Это вытеснение было неразрывно связано с порабощением местных жителей
и даже, к сожалению и ужасу, с их физическим уничтожением. Выжившим народам
завоеватели навязывали свои порядки и правила, и со временем сформировали новую
культуру, которая становилась духовным стержнем новых народов.
Более современным — и более подлым — методом
порабощения является колонизация, когда более развитая цивилизация покоряет
новые земли, но при этом не переселяется туда. А если и переселяется, то не
смешивается с местным населением. Поработители активно используют ресурсы новых
территорий, при этом не дают коренным народам развиваться и даже жить. Так
захватчики поступали с американскими индейцами, с жителями Индии и с темнокожим
населением Африки.
По второму — более человечному — пути пошла, например,
Россия. Изначально наши далекие предки занимали территорию вдоль реки Днепр и
ее притоков. Со временем этих земель стало не хватать им, и наиболее активные
из них начинали поиск лучшей доли и уходили на восток. Там они сталкивались с
местными племенами, которые современная наука называет финно-угорскими. Вступая
с ними в контакт, наши предки дарили этим племенам свою культуру (язык, веру,
идеи, технологии), но при этом и сами перенимали многие вещи, которыми
пользовались местные. Так постепенно русские продвигались все дальше на восток,
освоив сначала Урал, затем — Сибирь, а в XVII веке — ступив на берег Тихого
океана.
Связь поколений
Однако связь между разными культурами в рамках одной
страны или одного региона — вторична. Изначально же возникает связь другого
типа — межпоколенная.
Поколение — это
люди примерно одного возраста, которые имеют общие дела, взгляды, ценности,
предпочтения и находятся в схожих жизненных обстоятельствах.
Совместными
усилиями они изучают и изменяют окружающий мир. И, в то же время, они создают
семьи, рожают детей. А когда их потомство подрастает, то они же передают своим
преемникам те знания, которые получили сами.
Каждое поколение — это своя неповторимая культура.
Конечно, в старину различия между поколениями были минимальными, потому что и
сами изменения в мире происходили очень медленно. И основная роль связи между
старшими и младшими заключалась в том, чтобы старшие передавали накопленные
опыт и знания, а младшие — их принимали. В принципе, так остается и по сей
день. Именно от старших мы узнаем что-то новое. Именно старшие люди являются
для нас учителями, открывающими нам окружающий нас мир. Особенно это касается
самых родных старших людей — наших родителей. Они — самые главные наши учителя,
самые первые, самые важные. Их наставническая роль заложена самой природой, и
никакое другое человеческое сообщество не в силах полностью заменить нам наших
пап и мам.
Но примерно с конца XVII века мир стал стремительно
меняться. Были открыты новые континенты, созданы новые вещества, исследовали
ранее неизвестные физические и химические законы. Всё это происходило настолько
быстро, что предыдущие поколения не успевали осмыслить эти перемены. Особенно
явственно эту особенность можно увидеть сейчас — не привыкли еще наши бабушки с
дедушками к телевидению и радио, а уже появился Интернет, и их внуки и дети
пользуются совершенно новыми технологиями. Сейчас возникает ситуация, когда младшие
поколения становятся учителями для старших. Наверняка и тебе приходилось быть
наставником для пожилых родственников, показывая им, как работать с планшетом
или телефоном.
— Так не пора ли свести к минимуму эту учительскую
роль старших, раз они во многом отстают от младшего поколения? — вероятно,
спросишь ты. Ответ на этот вопрос будет всегда однозначным, хотя, и не таким
очевидным: нет, это сделать невозможно.
Человеческая душа — мир наших чувств, мечтаний,
эмоций, ценностей — совершенно не похожа на компьютер. В нее невозможно
заложить программу и затем получить на выходе готовые действия. Все то, что мы
слышим, видим и получаем извне в виде информации, должно пройти через наше сознание,
«перевариться» нами, стать нашим опытом, отложиться в нашей памяти. Душа, как и
тело, тоже способна расти и развиваться, имеет стадии своего развития, может
быть и здоровой, и больной. Душа — это живой организм, пусть даже и невидимый и
неописуемый.
Таков закон бытия — не нами установленный и не нами
отменяемый — нам нужны наставники, и
только от старших к младшим переходят знания об окружающем мире. Мы,
младшие поколения, можем научить старших лишь сугубо техническим вещам. А вот
что касается отношений, жизненного опыта, эмоций и ценностей — передача всего
этого происходит только в одну сторону. И только по мере нашего взросления.
Сплетение народов
Но вернемся к нашей большой семье под названием
Россия. Как уже было сказано выше, в рамках одного государства культуры его
разных народов могут враждовать, а могут прекрасно уживаться друг с другом,
перенимая друг у друга целые пласты. Культура России очень похожа на мозаику,
где каждый кусочек соединен с другими кусочками, и все вместе они формируют
удивительные и причудливые узоры. Сливаясь воедино, эти узоры создают
прекрасную картину, которая является достойным украшением общемировой культуры.
Возможно, ты удивишься, но сугубо русской культуры, как и любой другой «чистой» культуры, на самом
деле не существует. Уже в XII веке быт и нравы русских людей, уходивших все
дальше от Днепра на север и восток в поисках лучшей доли, начинали испытывать
на себе влияние тех племен, которые жили на осваиваемых землях. Еще большее
влияние на изначальный славянский элемент оказало татаро-монгольское иго XII–XV
веков. С одной стороны, эти кочевники, которым русские в течение двух столетий
платили дань, были завоевателями, и особой любви к ним наши предки не питали. С
другой стороны, они переняли от ордынцев немало культурных традиций, которые
отразились на искусстве, политической жизни, мировоззрении и других общественно
значимых вещах. Это отразилось и на нашем языке, в котором с тех пор появилось
немало тюркских слов — таких, как «ярлык», «казак», «караул», «кинжал»,
«деньги», «кирпич», «башмак», «стакан», «кулак», «барсук», «базар» и множество
других.
Например, многие люди искренне считают, что привычные
всем валенки — это исконно русский вид обуви. И ошибаются! Наши предки узнали о
валенках от татаро-монгол, которые носили так называемые пимы — войлочные
сапоги. Дело в том, что климат степи более суровый, чем в средней полосе
России, и в валенках кочевник чувствовал себя гораздо комфортнее, чем русич — в
обычных кожаных сапогах. Со временем наши прадеды переняли у завоевателей
обычай носить пимы, назвав этот вид обуви на свой манер — валенками (от слова
«валять», то есть скатывать шерсть в плотный слой).
После эпохи монгольского ига наша страна пережила
Смутное время, эпоху петровских реформ, присоединение Кавказа и Средней Азии,
освоение Сибири и великие дальневосточные экспедиции русских исследователей.
Естественно, что каждое новое территориальное приобретение России
сопровождалось взаимным влиянием культур. К примеру, в Средней Азии российская
администрация построила немало социальных объектов — школ, больниц, приютов, и
очень скоро этот регион зажил новой жизнью, которая по качеству стала гораздо
лучше, чем до прихода сюда России. А многие вещи, которые привычны для азиата,
в свою очередь, стали неотъемлемой частью нашего быта. Например, всем известная
шаурма (или иначе — шаверма). Сейчас трудно себе представить город в России без
лавочки, где продают эту вкусную еду, хотя по своему происхождению она является
сугубо азиатским блюдом.
Кстати, культурным обменам способствуют не только
политические или географические процессы. Культурный обмен происходит и в
семьях, которые создаются людьми разных национальностей. Межэтнические браки —
так по-научному называется это явление — всегда были неотъемлемой частью
российской истории. Сначала русичи смешивались с финно-уграми, затем — с
татаро-монголами и прочими коренными народами Сибири. А в эпоху существования
Советского Союза (на протяжении почти всего XX века), когда наша страна
объединяла целых пятнадцать республик, перечень народов, представители которых
вступали в смешанные браки, был очень велик. Русский мог жениться на грузинке,
узбечка выйти замуж за украинца, а белорус — жениться на армянке или киргизке.
Вполне ожидаемо, что в этих семьях традиции народов переплетались еще больше,
чем на уровне государства. Это создавало еще один прочный фундамент крепких
взаимоотношений между людьми.
***
Взаимодействие культур может происходить на разных
уровнях, но при этом неизменной остается одна очень важная вещь — понимание
того, что мы живем в одном доме, в одной стране, на одной планете. И этот наш общий дом нуждается в мире, заботе и
любви, которые достигаются не постоянной враждой и взаимным непониманием, а
уважением и принятием тех особенностей, которые есть в культуре каждого народа
Земли.
Материалы, представленные в разделе, являются интеллектуальной собственностью «Клевер Лаборатории», активная гиперссылка на источник обязательна.