Skip to main content

Blog entry by Лаборатория Клевер

Мы заинтересовались феноменом Ивановской на Лехте школы. В СМИ, особенно в 2020 году, много писали о маленькой сельской школе, возродившей жизнь в нескольких деревнях Ярославской области. Сюда приезжают перенимать опыт из многих регионов нашей страны. А после того, как прочитали "Слово директора" на сайте школы, поняли, нам необходимо поговорить с Владимиром Сергеевичем Мартышиным о воспитании.


Из "Слово директора":    

"Под возрождением традиционного мировоззрения мы понимаем то, что мы, педагоги, должны научиться сами и научить наших питомцев думать так, как думали первый русский митрополит Илларион и философ Иван Ильин, верить так, как верили Сергий Радонежский и Иоанн Кронштадтский, распоряжаться своими умственными дарованиями так, как это делали  Михайло Ломоносов и Дмитрий  Менделеев, управлять государством так как им управляли Ярослав Мудрый и Александр III, воевать так как воевали Александр Суворов и Георгий Жуков, страдать за Россию так, как страдал за нее Достоевский и  стремиться к свободе так, как стремились к ней  Пушкин и Александр II,  быть преданным государю и Отечеству так, как были преданы ему Иван Сусанин и Константин Победоносцев,  любить Родину так, как любили ее Алексей Степанович Хомяков и Владимир Алексеевич Солоухин, воспевать ее так, как воспевал Сергей Есенин и воспевает Василий Белов, учить ребятишек так, как учил их Сергей Александрович Рачинский."




О духовно-нравственном воспитании



Это всегда было важно, во все времена. Еще до революции, Хомяков, рассуждая об образовании, просвещении, говорил: “Школа не должна отходить от сознательного уклада семьи, т. е. от духовно-нравственных традиций”. 

За последнее время у нас такие скачки произошли! С одной стороны, задолго до 1917 года начали отвергаться ценности, на которых Россия держалась целое тысячелетие, а на их место решено было методом насилия поставить другие. Между прочим, то же самое произошло и в 90-х годах, но более тонко, без маузеров и револьверов. С другой стороны, мы живем в открытом информационном пространстве и любой ребенок, если мы его не воспитываем, воспитывается кем-то другим.

К сожалению, реформа 1992 года постановила, что воспитанием школа не должна заниматься. Понятно, что нужно было избавиться от прежней идеологии. Но разве само это действие не было принудительным? В этом отношении мы и сегодня оказались на пустыре. Традиция, существующая веками, была прервана, потом была прекращена новая советская традиция. В этом и комизм, и трагизм. Но на самом деле не так смешно все, что произошло после 1917-го и после 1990-го года…

Конечно, необходимо было сразу же тщательно проводить ревизию. Создавая школу в 1994 году, мы это делали.  Пересматривали ценности многосотлетней нашей педагогической традиции, нравственной, духовной, житейской. На основании этой проверки сравнивали, что дается в школе, а что нет. Мы предложили концепцию Школы целостного развития, о чем дореволюционные педагоги, например, Ушинский, Зенковский только мечтали, но, увы, школы не шли по этому пути.  



Проанализировав, какие сферы развиваются в школе, я обнаружил, что часто самое главное и не дается детям. Это трагический парадокс. Здесь недоумение или злой умысел. Не может быть, чтобы люди не понимали, что нужно, прежде всего, воспитывать добру, высоко нравственному поступку, уважению старших. Надо же воспитывать! Совсем не заниматься воспитанием… Полная абракадабра!

Мы знаем, что за ребенком нужен глаз да глаз. Я не говорю о принуждении. Не надо делать замечание, правильнее делать вид, что ты его не видишь, но школьник должен быть на виду. Особенно сегодня, в век информационный, когда у детей много “воспитателей” – СМИ, телефоны, компьютеры, улицы. И что делать? Собственных детей бросить на произвол судьбы? 

Сегодня русская школа сохранилась благодаря консерватизму советского учителя. Учителя продолжали заниматься воспитанием вопреки законам. Такой подвиг совершал учитель, искренне любящий детей, искренне относящийся к ребенку, ко всем окружающим. Конечно, во все времена необходимо это делать.  

Воспитание должно быть невидимым. Воспитывают стены, слово, походка, прическа, одежда, клумба перед школой…. Не хамить детям - это уже воспитание. Всё воспитывает! 


Мы живем в очень противоречивом мире, в состоянии лицемерия. Законы говорят одно, а все живут по-другому, в том числе и учителя. В основе же всего лежит отклонение от добродетели, грех, порок. Если родитель курит, а говорит ребенку, что нельзя курить? Или пьянство показывается везде и всюду, продолжается вакханалия со сквернословием. Взрослые ругают детей за сквернословие, а сами используют неподобающую лексику на каждом шагу. Не это ли образчик лицемерия? 

Я как учитель стою против целой лавины: интернет, СМИ, окружающей среды, пораженной грехом. Воспитывать – наше дело. 

Помню, выступал на первом всероссийском родительском собрании. Говорил о наследии, о том, что мы продолжаем жить в рамках 10 заповедей, на которых складывались законы духовной и нравственной жизни в России. В советское время первые четыре заповеди были не актуальны, но остальные шесть... Я задал вопрос: «Поднимите руку в зале, кто хочет, чтобы их дети не исполняли пятую заповедь: «чти отца и мать свою». Никто не поднял. А седьмую? 

В нашем идеальном представлении воспитание детей основывается на положительных, традиционных ценностях, только, увы, мы отошли от них на деле. Учителям можно только посочувствовать в их несчастье: нет ни ценностей, ни целей, к которым нужно «тайком» двигаться. Где звучит слово “патриотизм”, там он и заканчивается. Так же и любовь, должна не звучать с уст, она должна исповедоваться! Люди должны видеть любовь. Тогда, действительно, можем сдвинуться с места. 




О воспитании без искажений


Откуда берутся искажения?

Есть у нас предмет “Духовные традиции русской семьи”, который преподается в 7 и 9 классах, в рамках предмета «Добротолюбия», который изучают с 1 по 11 классы уже 27 лет. 

Мы смотрим, как формировалась нравственность, каковы взгляды на нее в разные века. Читаем источники, анализируем. Например, «Поучение Владимира Мономаха»: какие ценности освещаются, выписываем, изучаем. Берем «Домострой», митрополита Иллариона, 18 век - князя Щербатова, 19–20  века, сегодняшний день... Дети приходят к выводу, что ценности не меняются, что они по-прежнему важны. Какие здесь могут быть искажения? Какие могут быть искажения против одного из главных чувств к родителям - любви? Эти ценности важны и для нас. Здесь я не вижу противоречий. Если мы пропагандируем базовые ценности, то это на все времена. Не могу же я до обеда жить по одним ценностям, а после обеда по другим. 

Важно понимать, что 10 заповедей – это не церковные, а общечеловеческие ценности. Каждый родитель счастлив, если исполнение с 5 по 10 заповеди удается в ребенке воспитать.

Искажение может быть, если только какой-то инородный элемент вторгается в нашу систему ценностей, несвойственный нашему менталитету. Если Конвенция скажет, что есть родитель 1 и родитель 2, я с этим, конечно, никогда не соглашусь.






Как объяснить родителям содержание курса Основы православной культуры


Родители думают, что детей будут заставлять жить по первым 4 заповедям, которые говорят о Боге, но это не так. Основы Православной культуры – это вообще не об этом. ОПК нацелен на то, чтобы хотя бы на чуточку поднять и вытащить из помойки наше общественное сознание на культурологический уровень знаний нашей вековечной культуры, которая была замешана на христианских ценностях. Ученики должны с высоким встречаться. Школа должна всегда ориентироваться на высокий результат, высокие цели.

Родительское непонимание - результат неустроенности, тех непонятных директив, которые были в образовании 90-е-2000 годы, когда необходимо было определить модель выпускника. В 90-ые годы уровень культуры опустили до такой степени, что теперь говорят, что заказчик воспитательной и образовательной программы - родитель. Т.е. родитель, опустившийся на самый низкий культурный, педагогический уровень, который кроме сериалов ничего не смотрит. Им не нужна философия, культурология, искусство. Теперь мы должны ориентироваться на такого заказчика? Это в корне неправильная позиция. 

Сейчас говорят, что солдаты шли с матом на войну. Это полностью исключено. Перед каждым боем воины Суворова три дня постились и причащались, их благословляли иконой. Незнание элементарных вещей заводит не только в тупик, но и высмеивает нас. 

Не зная культуру, историю своей страны, ты ни о чем не можешь рассуждать. Не зная свою культуру, человек не способен понять и другую. Люди просто обедняют своих деточек, ограничивают в познаниях просто. 


Нам всем нужно учиться: и старикам, и молодым, и детям! 

Нашу школу часто подозревают, что она имеет церковный уклон. Глупость! Для этого храм есть. Ни один верующий человек не позволит силою вести в храм. В Евангелии сказано, что “никто без воли Отца не придет ко Мне”. Значит на это нужна воля Божья, а не указание учителя, родителя, директора. 





Об опыте воспитания духовно-нравственного человека в общеобразовательной школе


В нашей школе педагогическая система зарождалась, как альтернатива официальной. Мы сразу заявили, что уровень воспитания должен быть высоким. Нас часто считают последователями школы Рачевского, но это не так. Времена же меняются. Учебник Ушинского сегодня трудно применить к жизни. А прочитайте Пушкина: «сидит ямщик на облучке, в тулупе, в красном кушачке». Современные школьники не поймут, о чем идет речь. Поэтому учителю просто необходимо развиваться. Мы постоянно ищем новые методики. Мы должны быть на острие знаний. Если методики дают результат, это хорошо. Формы работы могут быть разные. Наша школа одна из первых, например, начала заниматься робототехникой и за 142км в Рыбинск деток возить Также у нас проводятся научные кафедры, куда мы приглашаем разных ученых. Несмотря на то, что убрали предмет профориентации, мы постоянно этим занимаемся. Например, эта работа помогла нашему ученику Алексею Еременко выбрать свой путь, поступить в МФТИ, получить стипендию им. Ж. И. Алферова для молодых ученых. Ну это ли не честь школы?! 



А как же Алексей заинтересовался и ВУЗом, и научной деятельностью? На одну из кафедр мы пригласили ученого, кандидата наук, выпускника МФТИ Алексея Хвальковского, который работал в области нанотехнологий. Он так всё рассказывал увлеченно, что Лёша поступил в МФТИ. Надо иметь сострадательное сердце, чтобы разрабатывать не ракеты, которые тоже нужны, а искать возможность облегчить участь больных.

Кстати, каждый год среди выпускников есть золотые медалисты, хотя мы не считаем, что у нашей школы высокий уровень образования. 

Сейчас мы разрабатываем лабораторию под открытым небом. У нас замечательный аптекарский огород, где ведется научная работа. Творческий учитель нигде не пропадет! Он может разные методики применять. 

Есть федеральный, региональный и школьный компоненты, наши предметы преподаются в их рамках. К сожалению, мало кто наверху интересуется нашим опытом, а он очень богатый и разнообразный. Таких предметов как «Основы целомудрия», «Христианская эстетика», «Отцы духовной русской литературы» даже в православных школах нет. Это не о религиозности, а об истории духовной нравственности русского народа.

В 2015 году департамент образования Ярославской области провел мониторинг во всех школах. В таких сферах как «взаимоотношение детей с классом, друг с другом» наша школа оказалась на целых 2 головы выше других областных школ.  Мы были потрясены! “Любовь к книгам и библиотекам”, “Доверие к учителю” - наш показатель один из первых. Это доказало эффективность нашей системы. Это нас поразило!







О детях



Детки хорошие сейчас. Как мы воспитываем детей, такими они и будут! Куда учителя ведут детей, туда они и идут. На учителе, по-прежнему, лежит такая величайшая ответственность. Я говорю учителям начальных классов: «Вы «пуп земли», вы можете сделать из ребенка человека с большой буквы. Каждый учитель должен быть добрым и любвеобильным к ребенку, его родителям, и только тогда все получится! 

Евгения Аргунова




[ Modified: Среда, 1 декабря 2021, 4:30 ]