Перейти к основному содержанию

Запись блога пользователя «Лаборатория Клевер »




От редакции: Мы начинаем собирать вопросы, которые задают дети на уроках по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) и на которые, быть может, нелегко ответить учителю. Пишите!



Если Бог сотворил мир за шесть дней, что нам делать с теорией эволюции?








Ответ для учителя


Святые отцы и современные христианские богословы, которые толковали первые главы Книги Бытия, исходили из того, что библейское содержание истинно. И если данные современной им науки противоречат Писанию, то, возможно, неверны именно научные данные? С другой стороны, святоотеческая и современная христианская литература никогда не игнорировала научные изыскания и стремилась интерпретировать всё новое, согласовав со Священным Писанием.


Это привело к возникновению двух традиций в понимании библейского текста: буквалистской и символической. Одни авторы толковали Книгу Бытия буквально, указывая на то, каким именно фактам космологии или естествознания соответствует то или иное высказывание Моисея, и объясняя, почему того или иного факта в Книге Бытия нет. Например, одни толкователи признавали систему Птолемея, полагая, что библейский автор принимает некоторые ее положения, а другие отвергали, также призывая себе в союзники Моисея.


Вторая традиция исходит из того, что описание творения в Книге Бытия имеет символический характер. Для чего нужен символ? Для указания на то, о чем нельзя сказать прямо, на языке сухого факта. Книга Бытия говорит о сложнейших богословских истинах и одновременно описывает структуру мироздания. Но как об этом поведать людям всех исторических эпох, всех социальных страт, ученым и неученым, философам и простецам? С помощью поэтического языка, который, может быть, тоже не очень прост, но зато универсален. 


В настоящий момент библейская экзегетика (так называется раздел богословия, в котором истолковываются священные тексты) всё чаще склоняется к символическому прочтению Писания. Однако и творения «буквалистов» не отвергаются, поскольку какого бы направления ни придерживался автор, в центре его внимания не вопросы космологии, а вопросы веры, которые от изменения научной парадигмы никакого ущерба не понесут.


Что же касается учения об эволюции, то в настоящий момент это общепринятая научная теория, которая, как и всякая теория, постоянно уточняется и видоизменяется. Однако если мы принимаем «символическую» трактовку Священного Писания, то способ, с помощью которого Бог сотворил человека, для нас отходит на второй план. В таком случае можно сказать, что «прах земной», из которого Бог создал человека, — это символ природных процессов, которые привели к возникновению человека в его нынешнем виде. 


Описанием этих процессов занимается наука, а верующему человеку достаточно констатировать, что Бог создал нас из чего-то, что уже было в мироздании. 




Иван Айвазовский. Сотворение мира. 1864


Ответ для детей


Библия и наука говорят на разных языках, как англичанин и русский. Они друг друга не понимают, а чтобы завязалась беседа, нужно знать оба языка. 


Наука говорит на языке сухих фактов и точных цифр. Например: «От Земли до Солнца 150 миллионов километров, Петр Первый основал Петербург, панда питается бамбуком...» На каком же языке говорит Библия? На языке поэзии. 


Вспомни стихотворение из школьной программы. Например: «Бразды пушистые взрывая, / Летит кибитка удалая». Разве снежные борозды могут быть пушистыми? Пушистыми бывают скорее кошки. Разве кибитка может летать? Она просто быстро едет. А «удалая кибитка» — это как? Удаль — это свойство смелого, храброго человека, гусара, например. А кибитка — это всего лишь средство передвижения. 


С точки зрения научного языка Пушкин в двух строчках целых три раза сказал неправду. Но он ведь говорил на другом языке, на языке поэзии. И поэтому мы прекрасно знаем, что он не слукавил. 


Библия тоже пользуется поэтическим наречием. И поэтому не стоит ждать от нее точных сведений о количестве планет или о приматах — предках человека. Библия рассказывает о более важных вещах — о том, что Бог любит этот мир, что Он постарался сделать его прекрасным и удобным для жизни, что Он заботится о человеке и считает его самым ценным, самым совершенным из Своих творений.


На уроках окружающего мира вам, возможно, уже говорили, что человек «произошел от обезьяны», что мы как биологические существа являемся результатом эволюции. Таков научный факт. А на языке поэзии тот же самый факт передается так: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2:7). Вместо тысячи страниц с описанием того, как из неживой материи возникают одноклеточные существа, потом рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, потом млекопитающие, потом приматы и, наконец, человек, Библия использует метафору, которая, по сути, говорит о том же: сначала было что-то неживое, потом оно стало живым, а потом стало человеком.


Автор: Тимур Щукин, патролог, богослов, выпускник Института богословия и философии и филологического факультета СПбГУ, выпускающий редактор журнала Санкт-Петербургской митрополии «Вода живая», научный сотрудник Социологического института РАН.





Рекомендованная литература по теме для преподавателя «Основ православной культуры» (ОПК):


Протоиерей Глеб Каледа. Библия и наука о сотворении мира



Епископ Василий (Родзянко). Теория распада Вселенной и вера отцов

Александр Храмов. Обезьяна и Адам. Может ли христианин быть эволюционистом? М.: Никея, 2019.



[ Изменено: Пятница, 18 февраля 2022, 12:39 ]

Комментарии