Перейти к основному содержанию
Пятница, 17 мая 2024, 11:30
Сайт: Сообщество учителей «Клевер Лаборатория»
Курс: Сообщество учителей «Клевер Лаборатория» (Клевер Лаборатория)
Глоссарий: Понятие к уроку ОПК
Ракушин Антон Владиленович Владиленович

Урок 15. Пасха

Великая суббота

Претерпев крестные страдания, Христос умер. Тело Его было снято с Креста двумя благочестивыми людьми, Никодимом и Иосифом Аримафейским, обвито погребальным покрывалом (плащаницей) и положено в новый гроб (в пещеру). Гроб был завален тяжелым камнем. Священное Писание говорит, что свидетелями этого были некоторые женщины, последовательницы Христа. Они возвратились, приготовили благовония для того, чтобы излить их на тело, но «в субботу остались в покое по заповеди» (Евангелие от Луки, 23-я глава, 56-й стих). 

Четвертая заповедь Декалога (десяти заповедей Ветхого Завета) говорит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Книга Исход, 20-я глава, 8–11-й стихи).

Церковь в своем учении и богослужебных текстах проводит параллель между теми делами, которые совершал Бог, творя мир, и тем делом спасения людей от рабства злу и греху, которое совершил воплотившийся Бог Иисус Христос. В Субботу, названную Великой, или Страстной, Он почил от дел, уснув Своим телом. Для христиан — это день сугубой молитвы и напряженного ожидания. День как скорби, так и надежды. 

О Христе в Субботний день говорится в церковном песнопении. «Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю с разбойником (благоразумным, обратившимся ко Христу с мольбой. — Ред.) и на престоле был Ты, о Христе, со Отцом и Духом, всё наполняя, неописуемый».

До Воскресения Христа душа каждого человека после смерти сходила во ад (с греч. — место, лишенное света). Сошла в ад и душа Христа, освятив ад светом Его божества. Христос вывел из ада души праведников и воскрес из мертвых, победив смерть.

 

На иконе «Сошествие во ад» — основной иконе Праздника Воскресения Христова — это событие показано так: Христос, окруженный светом, Своими ногами попирает двери ада. За руки Он держит первых людей — Адама и Еву, освобождая их. 

Утро воскресения

Евангелие сообщает, что те женщины, которые были до конца со Христом и которые были названы Церковью мироносицами (от «миро» — благовонное масло), в день, получивший потом название «воскресение», с самого раннего утра пошли ко гробу помазать специальными ароматами тело Христа. Они сделали это не из ритуальной и обрядовой необходимости, а чтобы засвидетельствовать Ему свою любовь. Только подходя, они задумались, кто отвалит им камень от гроба. Но, придя ко гробу, они нашли камень лежащим рядом. На камне они увидели ангела, возвестившего им о воскресении из мертвых Христа.

Николай Ге. Вестники воскресения

Жены-мироносицы уверовали в Воскресение Христово и с поспешностью отправились к ученикам, чтобы рассказать об этой удивительной вести. Однако многие ученики сначала не поверили их словам. 

Христос Воскресший 

Первым в Евангелии упоминается явление воскресшего Христа Марии Магдалине — одной из мироносиц. Однако Священное Предание доносит, что всё же первое явление Воскресшего было Его Пречистой Матери. 

В тот же день Христос явился десяти ученикам, утверждая их в вере. Одного из учеников — Фомы — не было с ними. Когда же ему рассказали о том, что видели Господа, он не поверил и сказал, что не будет иметь веры, пока не вложит руки в Его раны от гвоздей и пронзенные копьем ребра. 

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Евангелие от Иоанна, 20-я глава, 26–29-й стихи).

Выражение «Фома неверующий» — не точное по отношению к апостолу. Он не был неверующим. Наоборот, он горячо любил Христа. В его сердце вкралось недоверие к апостолам, еще слабым и непостоянным. Господь же поддержал Своего дорогого ученика. Церковь утверждает, что Христос, подобно апостолу Фоме, помогает каждому искреннему человеку обрести веру. 

И хотя воскресший Христос вкушал пищу с учениками, в этом у Него уже не было нужды, потому что тело Его стало преображенным, то есть обладающим иными качествами, главное из которых — нетление (неподверженность смерти, разрушению, физическим потребностям (в пище, питии и др.). Также Христос мог быть неузнанным, невидимым, способным преодолевать расстояния и преграды. 

Вознесение Господне

Евангелие говорит о неоднократном явлении воскресшего Христа ученикам и ближайшим Ему людям в течение сорока дней. Он дал им важные последние наставления. А на сороковой день, сказав: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Евангелие от Марка, 16-я глава, 15–16-й стихи), Он вознесся на небо к Богу Отцу. Тем самым Он завершил Свою спасительную миссию, с которой пришел на землю.

 

Христос вознес человеческую природу к Богу. Благодаря этому и верующие через связь с Ним обретают такую степень единения с Отцом Небесным. Он открыл путь каждому в Царство Божие. Верующий во Христа и живущий по Его воле ожидает своего воскресения из мертвых в теле, подобном телу воскресшего Христа, и имеет надежду быть с Ним всегда.

Праздников Праздник

Воскресение Христово — главный церковный праздник. Его называют «праздников праздник и торжество из торжеств». Другое название Воскресения Христова — Пасха. 

Пасха, которую мы празднуем — Новозаветная, — связана с Ветхозаветной. Ветхозаветная Пасха (от евр. «прохождение мимо», «избавление») была связана с избавлением израильского народа от египетского рабства. Новозаветная же Пасха знаменует победу жизни над смертью, избавление людей от власти зла и греха.

Празднику Пасхи предшествует Великий пост (в общей сложности — 48 дней).

Накануне Праздника в храмах освящается пасхальная пища — творожные пасхи, куличи и яйца. Пасхальная пища также имеет духовный смысл торжества жизни. 

Главное богослужение Пасхи совершается ночью. Священнослужители и верующий народ обходят храм с песнопением (по-церковнославянски)

 «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». 

Крестный ход символизирует собой шествие мироносиц ко гробу Христа. Двери храма закрыты, как двери гроба. На церковном крыльце поется пасхальный тропарь (по-церковнославянски)

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех (умершим. — Ред.) живот (жизнь. — Ред.) даровав». 

Затем двери открываются, и все верующие, ликуя, входят в храм. 


Главное приветствие Пасхи: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»

Православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин и сохранить пасхальную радость в своем сердце, исполняя заповеди Христа. 


Урок 19. Церковнославянский язык

Язык богослужения

У Православной Церкви на территории России Болгарии, Сербии, Белоруссии, Украины, а также ряда других государств существует особый язык богослужения — церковнославянский. 

Как уже отмечалось в теме «Как христианство пришло на Русь», его родоначальниками стали в IX веке святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.


Их целью было донести до славян (изначально Великой Моравии) основы православной веры и богослужения на понятном им языке.   

Для этого Кирилл и Мефодий:

· создали славянскую письменность, которой ранее не существовало. В частности, был составлен ее алфавит. Нет однозначного мнения о том, какой из двух славянских алфавитов — глаголица или кириллица — был создан святыми братьями. Так, нередко полагают, что глаголица была создана ими, а кириллица уже их учениками. Существует также точка зрения, что оба алфавита были созданы святыми Кириллом и Мефодием, но в разное время. В любом случае кириллица и глаголица тесно связаны друг с другом. На Руси основное распространение получила кириллица. 

· Перевели Священное Писание и богослужебные книги с греческого на славянский язык. При этом для обозначения высоких понятий брались славянские слова, выражающие обыденные вещи, так как других фактически не существовало. Так, под словом «дух» в славянском языке понималось физическое дыхание. В церковнославянском языке оно стало выражать высшую часть души, ангельскую природу и, в конечном итоге, Самого Бога. Язык и тексты на церковнославянском языке давались народу в определенном смысле «на вырост».

· Проводилось обучение новому языку. В частности, была создана школа для местных священнослужителей.

Таким образом, у славян появился особый язык для богослужения, молитвы и выражения церковного учения.

На Русь церковнославянский язык пришел фактически вместе с православным христианством. В течение тысячелетия он трансформировался и в определенной степени адаптировался к языковой культуре народа.

Сейчас в России в подавляющем большинстве храмов богослужение совершается на церковнославянском языке. На нем же традиционно совершают личное молитвенное правило православные христиане. Это не отменяет возможности возносить молитвы к Богу своими словами на русском или другом языке. 

Пережиток прошлого или живое богатство?

Людям, которые только начинают приобщаться к православному богослужению, зачастую многое в его текстах остается непонятным. Это нередко приводится в качестве одного из аргументов в пользу перевода богослужения на русский язык.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, зная такой аргумент, считает, что перевод всего богослужения, сокращение его частей и другие подобные реформаторские действия не принесут пользы. Он отметил: 

«Главная сложность в понимании мирянами (православными христианами не в священном сане. — Ред.) богослужебных текстов проистекает из самого их содержания, из высоты догматического учения, поэтических особенностей и насыщенности библейскими образами, которые непросто понять тем, кто обладает поверхностными знаниями о церковном учении и о библейской истории. Поэтому важнейшая задача для священников — это через просвещение прихожан помочь им понимать содержание и смысл православного богослужения» (см. доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2019 года).

Таким образом, русификация богослужения не решит автоматически проблему сложностей в понимании богослужения, а с другой стороны — обеднит его, поскольку русский язык, при всем своем богатстве, не способен адекватно отразить все смыслы и красоту, передаваемые церковнославянским языком. 


Для поддержки в освоении церковнославянского языка существует учебная и вспомогательная литература: словари, толковые молитвословы и другие материалы. Ниже — ссылки на некоторые из них. 

Толковый православный молитвослов: https://azbyka.ru/molitvoslov/tolkovyj-pravoslavnyj-molitvoslov.html 

Полный церковнославянский словарь: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/polnyj-pravoslavnyj-tserkovnoslavjanskij-slovar/ 

О. А. Седакова. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-trudnyh-slov-iz-bogosluzhenija-tserkovnoslavjano-russkie-paronimy/

Церковнославянский язык в таблицах: https://azbyka.ru/cerkovnoslavyanskij-yazyk-v-tablicax 


Урок 30. Суд Божий и суд человеческий


Фреска "Страшный Суд " в Успенском Соборе во Владимире. Прп. Андрей Рублев

Ответственная миссия

Православное христианство учит, что Всесовершенный Бог создал человека по Своему образу — с разумом, даром слова, свободной волей, творческими способностями. В течение земной жизни он призван раскрыть этот образ и уподобиться Богу, Который есть Любовь и Источник всякого добра. Поэтому человек предназначен творить добро и совершенствоваться в любви. Причем православные христиане верят, что в полной мере это невозможно осуществить самостоятельно, в отрыве от Бога. Только любя Бога, находясь с Ним в общении, человек может исполнить и свою ответственную миссию, порученную Богом — являть и умножать любовь в мире.

Грехопадение человека исказило его природу, разрушило состояние единства с Богом, принесло в земную жизнь страдания и смерть. Изначальное задание — уподобляться Богу в любви — стало выполнимо лишь в очень ограниченной мере. Единственное, что он мог, — это направить вектор своей жизни к Богу, стараться ограничить в себе грех, стремиться творить добро. Однако даже жизнь праведных людей оказалась безмерно далека от первоначального замысла Бога. Вместе с тем еще Адаму и Еве было обещано о приходе в мир Спасителя, который воссоединит разорванную связь между Богом и человеком. Этим Спасителем стал воплотившийся Бог Сын — Господь Иисус Христос. Христос явил полноту милосердия и жертвенной любви к людям и открыл путь к этим добродетелям для каждого. Со Христом человек вновь обрел возможность единения с Богом и достижения духовного и нравственного совершенства.

Блаженство и мука

Как уже было отмечено, следствием грехопадения стало то, что земная жизнь человека завершается теперь физической, телесной смертью. Вместе с тем, по православному представлению, душа человека не умирает с телом, а ожидает того момента, когда по образу воскресшего Христа все люди воскреснут (восстанут). Это значит, что души людей вновь соединятся со своими уже обновленными, нетленными (неразрушимыми) телами. Дальше для бытия людей последует уже не временное — изменяющееся, а вечное — неизменное состояние. Для одних этим состоянием будет вечная жизнь (блаженство), а для других — вечная мука.

Нередко обещанное Богом блаженство понимают в категориях земных наслаждений, а Его предостережение о муках –– в категориях физических страданий. Однако речь идет о другом. Вечная жизнь, блаженство понимается православным христианством как вечное пребывание в единстве с Богом, во свете Христовом, а вечная мука — как лишение навсегда возможности Богоообщения, приобщения к Божественному свету.

Страшный суд и его критерий

Окончательное разделение людей на наследующих вечную жизнь, блаженство и отсылаемых в вечную муку именуется Страшным судом. Этот Суд будет осуществлен Христом с участием Божией Матери, святого Иоанна Крестителя, святых Апостолов и всех святых людей и Ангелов.

Христос в Евангелии (Евангелие от Матфея, 25-я глава, 31–46-й стихиназывает четкий критерий этого Суда. Им оказываются — добрые дела, проявление милосердия и любви, т. е. то, что и составляет миссию человека в мире.


Страшный суд. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Равенна (Италия)

Разве может Бог, Который есть Любовь, судить?

Такой вопрос часто можно услышать. И Православие отвечает утвердительно. Но Бог-Любовь судит судом любви: тот, кто в этой жизни проявлял милосердие и жертвенную любовь, — соединяется навеки с Любовью, а тот, кто милосердия и любви не проявлял, — с Любовью быть вместе не может.

«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога... Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь», — говорит один из ближайших учеников Христа — апостол Иоанн Богослов (1-е Соборное послание апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 4-я глава, 7–8-й стихи).

Как проявить милосердие?

Само понятие «милосердие» предполагает милующее, доброе сердце, открытое к другому человеку. Начинается милосердие с сочувствия или сострадания другому. Оно — не просто внешнее исполнение добрых дел, а именно, в первую очередь, обращенность к человеку и его нужде. Однако одним внутренним сочувствием милосердие тоже не ограничивается. Оно должно выразиться в конкретном деле: материальном и/или духовном.

В указанном евангельском отрывке о Страшном суде Христос приводит примеры того, как можно проявить милосердие: напитать голодного, напоить жаждущего, помочь бездомному, посетить больного или находящегося в заключении и сделать другие подобные дела нуждающимся людям. Кроме того, делом милосердия может быть молитва, слова утешения и поддержки, простое пребывание рядом с человеком.

Причем сделать это кому-то означает фактически сделать Самому Христу. А отказаться от такой помощи — значит не сделать это Христу.

Господь каждому человеку, как обеспеченному, так и не очень состоятельному, дает посильную возможность для проявления милосердия — как к самым родным людям, так и менее близким. Но и те, и те — ближние для человека вне зависимости от его, пола, социального статуса, национальной и религиозной принадлежности (см. Притчу о милосердном самарянине (Евангелие от Луки, 10-я глава, 25–37-й стихи) в теме «Евангельские притчи»»).

В Русской Православной Церкви существует Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, координирующий это важнейшее направление по всей территории Русской Православной Церкви. При Отделе действует православная служба помощи «Милосердие», которая оказывает как материальную, так и иные виды помощи (оформление документов, уборку в квартире, помощь по хозяйству и т. д.). У взрослых есть возможность стать волонтерами этой службы и иных подобных церковных и светских проектов. К некоторым видам помощи (например, подготовке поздравительных открыток, сувениров, упаковке небольших посылок и т. д.) можно привлекать и детей. Имеется подготовленное указанным Отделом методическое пособие по участию детей в делах милосердия.

Возможно для каждого

Приведем примеры двух женщин, живших в России в разное время (одна — во второй половине XIX — начале XX века; другая — примерно веком позже, наша современница). Первая прославлена Русской Православной Церковью в лике святых и при жизни обнаружила высокую чистоту души. Вторая — обычный человек со своими слабостями и недостатками. Но обе они посвятили жизнь служению милосердия к нуждающимся людям. Вероятно, их пример станет поводом для посильного и возможного подражания как взрослым, так и детям.

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета — «белый ангел Москвы» (20.10.1864 18.07.1918)

Родилась в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III. Будучи изначально протестанткой, в 1891 году она после долгого изучения и раздумий приняла православную веру. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Великая княгиня стала посещать московские храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, где видела много страданий. Везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году Русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам.

В феврале 1905 года от разрыва бомбы, брошенной террористом, трагически погиб великий князь Сергей Александрович. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Террорист не раскаялся. Она подала государю прошение о помиловании убийцы, которое, однако, удовлетворено не было.

После этих событий Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большой Ордынке участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

В феврале 1909 года обитель начала свою деятельность. В апреле 1910 года насельницы обители по разработанному специально церковному чину были посвящены в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную (безбрачную) жизнь в труде и молитве. Елисавета Феодоровна была возведена в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир... но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

4.jpg

В Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь. Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского (в монашестве — архимандрита Сергия) и без советов старцев Введенской Оптиной пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала.

С начала Первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

В мае 1918 года великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали и привезли в уральский город Алапаевск. Спутницу Елисаветы Феодоровны инокиню Варвару отпустили на свободу, но она добилась того, чтобы ей дозволили остаться при великой княгине.

5 (18) июля 1918 года Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара приняли мученическую кончину. По основной версии они вместе с другими узниками, в том числе представителями царской фамилии, были тяжко избиты, скинуты в шахту (рудник) и заброшены гранатами.

Несколько месяцев спустя армия адмирала Колчака заняла Екатеринбург и окрестности. Тела мучеников были извлечены из шахты. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были перевезены в Иерусалим. В настоящее время их мощи находятся в храме Равноапостольной Марии Магдалины, относящемся к Русской Православной Церкви.

Память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается в день их мученического подвига 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Подробное житие преподобномученицы Великой княгини Елисаветы можно прочитать здесь.

6053faabef83ee6bfe5cb9ae_6265c00c153f97.61037064.jpg

В настоящее время Марфо-Мариинская обитель милосердия возрождена. О современной жизни обитель можно прочитать здесь.

Елизавета Петровна Глинка — «доктор Лиза» (20.02.1962 25.12.2016)

Родилась в Москве. В 1986 году Елизавета окончила медицинский институт по специальности «детский реаниматолог-анестезиолог».

В 1990 году вместе с мужем и сыном переехала в США. Там она прошла обучение по специальности «паллиативная медицина». Затем на добровольных началах стала работать в хосписе. На протяжении пяти лет Елизавета исследовала деятельность хосписов, изучала, как помогают безнадежно больным людям и облегчают их страдания. Она захотела открыть подобное учреждение в России.

В 1994 году Елизавета Петровна участвовала в открытии Первого московского хосписа, созданного врачом-онкологом Верой Миллионщиковой и английским журналистом Виктором Зоргой.

Вскоре после этого Елизавета с семьей переехала на Украину в связи с работой супруга. Там она продолжила заниматься организацией паллиативной помощи. В 1999 году в Киеве она основала первый украинский хоспис, открытый при онкологической больнице.

Спустя два года Елизавета Глинка снова вернулась в Америку. Оттуда она продолжала курировать работу киевского хосписа. Также Елизавета вошла в правление фонда «Вера», помогавшего хосписам.

В 2007 году, из-за болезни матери, Елизавета Петровна вернулась в Москву. В 2007 году в Москве Глинкой была основана международная общественная организация «Справедливая помощь». Основной сферой деятельности этого благотворительного фонда стала помощь бездомным, неизлечимым больным с онкологией и другими заболеваниями, оставшимся без денег и крова инвалидам и пожилым людям. Елизавета Глинка лично участвовала во всех акциях фонда, приезжала на Павелецкий вокзал, раздавала еду, одежду и лекарства нуждающимся, организовывала оказание бесплатной медицинской и юридической помощи, создание пунктов обогрева для бездомных.

4c557a64f0c03be7f87738083e5971f7?img-format=auto&img-1-resize=height:710

В 2010 году после случившихся в нескольких регионах России волн летних лесных пожаров, вызванных аномальной жарой, Елизавета Глинка организовала сбор средств для помощи пострадавшим.

В 2012 году она вместе с фондом собирала вещи и средства для помощи жертвам наводнения в Краснодарском крае.

С 2015 году во время войны в Сирии доктор участвовала в гуманитарных миссиях, привозила в страну медикаменты, организовывала оказание медицинской помощи нуждающимся.

8 декабря 2016 года Елизавета Петровна Глинка получила Государственную премию за выдающиеся достижения в правозащитной деятельности.

25 декабря 2016 года во время очередной поездки с партией лекарств для сирийского госпиталя Елизавета Глинка погибла в авиакатастрофе. После ее смерти фонд продолжил свою работу.

О Елизавете Глинке подробнее можно узнать из ее интервью православному журналу «Фома» и порталу «Православие.ру».

«Да не судимы будете»

Одной из самых значительных преград на пути к любви и милосердию по отношению к ближним является осуждение — уничижительное мнение и/или высказывание о человеке, пристрастно характеризующее его недостатки. Осуждая, человек выносит самостоятельный суд над другим — он пьяница, он глупец, он подлец и т. д., ставя ярлык и закрывая свое сердце. 

Христос говорит: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Евангелие от Матфея, 7-я глава, 1–5-й стихи). 

Он призывает заботиться, в первую очередь, о своей душе, что даст возможность затем со смирением и любовью помогать другим.


Ф.А. Бруни. Страшный Суд. Роспись в Исакиевском соборе в Санкт-Петербурге

Урок 31. Отечество земное и небесное

Временное и вечное

По православному учению мир не является вечным. Он не всегда был и не всегда будет. Однако человек поставлен Богом в этот мир для того, чтобы его познавать, о нем заботиться, его беречь. Мир является Божиим даром человеку и возможностью раскрывать в себе образ и подобие Божии. Вместе с тем жизнь в этом мире является лишь подготовкой к жизни вечной. Чрезмерная привязанность, пристрастие к земным, временным вещам становится преградой христианину на пути к вечному — к Богу. Но и полное игнорирование, беспечность по отношению к миру также есть грех ––  отступление от воли Божией.

Христос говорит в Евангелии: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Евангелие от Луки, 16-я глава, 10-й стих). 

Это значит, что исполняющий благую волю Божию здесь, во временной жизни, сможет наследовать и жизнь вечную.

Также важно отметить, что когда человек посвящает свои земные дела Богу, они становятся духовными и причастными вечному — Божией благодати. Это можно отнести и к попечению и любви к своему земному Отечеству.


Отечество и патриотизм

Входя в этот мир, каждый человек не автономен, не живет в безвоздушном пространстве, но является частью своей семьи, своего народа, гражданином своей страны, своего Отечества. Неотъемлемой частью Отечества являются родные, друзья, соотечественники, сограждане. В пространственном измерении — это родное село, город, край, страна. Отечество не ограничивается текущим моментом времени. Оно простирается в прошлое и в будущее. Традиции Отечества, культура, обычаи народа, история страны, примеры предков (отцов) являются средой, которая оказывает заметное влияние на становление каждого человека.

Естественным чувством и качеством человека по отношению к своему Отечеству является любовь (патриотизм). Для христианина любовь к Отечеству не просто естественное чувство — но и призвание, христианский долг.

В важном документе Русской Православной Церкви «Основы социальной концепции» говорится: «Православный христианин призван любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.
Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».

В истории и жизни Отечества, как правило, всегда есть светлые и темные стороны; то, чем человек гордится, и то, за что испытывает боль. В любой трудной ситуации христианин не отворачивается от Отечества, а наоборот, сострадает с ним. 

Любя Отечество, христианин делает его жизнь чище, лучше, в большей степени соответствующей призванию, данному Богом.


От Отца

Великий последователь и апостол Христа апостол Павел пишет: «Преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Послание к Ефесянам, 3-я глава, 14–15-й стихи).

Авторитетный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский комментирует эти слова: «От верховного Отца, говорит, всякое Отечество: на земле — племена называет отечествами, получившие такое название от имени отцов … и от Него произошли те, которые именуются отцами». Таким образом, само понятие отечества приводит нас к памяти об Отце Небесном и небесном отечестве, к которому стремимся. А почитание земного Отечества близко по смыслу к исполнению заповеди о почитании отца и матери, в лице которых мы почитаем своего Создателя.

Праведный Иоанн Кронштадтский, русский святой второй половины XIX — начала XX века пишет: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить...»

Небесное же отечество, хоть и раскроется в полной мере в будущей вечной жизни, берет начало уже здесь. 

По слову Христа, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Евангелие от Луки, 17-я глава, 21-й стих).

Исполняя Божии заповеди о любви к Богу и ближним, в том числе через любовь к земному Отечеству, люди приобщаются к Своему Небесному Отцу.


Защитники Отечества

Как в истории России, так и в настоящее время великое множество людей проявляют любовь к Отечеству, защищают его как на военных, так и мирных рубежах. Несут воинскую службу, выполняют свой трудовой долг, поддерживают и развивают традиционные российские ценности.

Ряд выдающихся патриотов-воинов прославлены Церковью в лике святых: преподобный Илия Муромец, святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, праведный Феодор Ушаков.

Пример самоотверженного служения Отечеству всех этих людей вдохновляет и теперь наших соотечественников.


Тихонова Татьяна Валерьевна

Уроки ОПК. Дополнительный материал: Пресвятая Богородица

Место Пресвятой Богородицы в христианстве.

О Ней мало написано в Евангелии и почти ничего не сказано в Посланиях Апостолов. Но в сознании многих христиан Богородица занимает важнейшее место в мировоззрении. Случайно ли то, что именно Мария стала Матерью Воплотившегося Бога? Почему в Храме Ее икон обычно больше, чем икон Самого Христа? Почему Ей складывают акафисты, молебны, отдельные службы? Почему в доме у каждого православного христианина можно найти Ее икону? Почему на Руси едва ли не половина храмов посвящена той или иной иконе Божьей Матери? Кто Она для верующих?

Церковь называет Ее Заступницей, Пречистой Девой, Царицей Небесной, Богоотроковицей, Предстательницей за род человеческий перед Христом. Но нужно понимать, что Мария — всего лишь человек, рожденный от обычных, пусть и святых людей, и в этом — Ее подлинное величие.

Икона Богородицы «Неувядаемый Цвет» https://pravoslavie.wiki/ikona-neuvjadaemyj-cvet.html


Что говорит о Пресвятой Богородице Писание?

Евангелие рассказывает, что Мария произошла из рода царя Давида и была обручена праведному Иосифу. Ей явился ангел и возвестил о рождении от Нее Сына Божьего. Также Ангел сообщил Ей о предстоящем рождении у родственницы Марии — Елизаветы — сына, который станет Пророком и Предтечей Христа — Иоанном Крестителем. Именно беременная Елизавета, приветствуя Марию, впервые назвала ее благословенной и Матерью Господа.

Когда по приказу оккупационной римской власти иудеям необходимо было пройти перепись населения, Дева Мария вместе с Иосифом из родного Назарета отправилась в Вифлеем и там и родила Сына. В вертепе, иначе говоря, — пещере для скота.

Из Вифлеема семья вместе с Иисусом бежит в Египет: Ангел извещает их о намерениях Ирода найти и убить Младенца. А затем, снова извещенное Ангелом о смерти своего гонителя, семейство возвращается обратно.

Матерь Божья присутствует при первом чуде Христа — превращении воды в вино в городе Кана Галилейская. Но по большей части Писание почти ничего не рассказывает об этом важнейшем для христиан человеке, без доброй воли которого немыслим приход Спасителя. Наверное, наиболее трагичный эпизод из Ее жизни содержится в рассказе евангелиста Иоанна Богослова. Мать стоит у креста, на котором распяли Ее Сына. Именно этот момент наиболее полно раскрывает отношение самого Христа к Деве Марии. Невыносимо мучаясь от боли, судорог и удушья, истекая кровью, Спаситель вручает жизнь Своей Матери в руки любимого ученика. «Это мать твоя», — говорит Он апостолу Иоанну. «Это сын твой», — завещает Матери. Таким образом, Господь заботится о Той, которая родила и вскормила Его.

Предание о Пресвятой Богородице.

Предания более полно раскрывают личность Той, через которую явился Спаситель. Так, из апокрифического (то есть имеющего сомнительное происхождение) текста, приписываемого апостолу Иакову, старшему сводному брату Иисуса Христа, мы узнаем, что Мария родилась от престарелых родителей Иоакима и Анны. И, несмотря на то, что Ее появление на свет было естественным, рождение будущей Богоматери стало чудом Божьим в силу уже не детородного возраста обоих родителей.

В четыре года Она по обету была отдана в Иерусалимский храм. В то время там воспитывались и обучались некоторые девочки до определенного возраста, по достижении которого их выдавали замуж.

Предание рассказывает, что юная Мария больше всего любила читать Писание и молиться, всей душой полюбила Бога. Это была очень добрая и кроткая девушка. Когда закончился период Ее обучения, Мария объявила о том, что дала обет посвятить себя Единому Богу. И первосвященники встали перед достаточно сложной дилеммой: оставить в храме уже созревшую отроковицу было нельзя, выдать замуж и нарушить ее обет Богу — тоже. Родители же Марии к тому времени уже скончались. Тогда первосвященники решили выдать девушку замуж за боголюбивого старца Иосифа, Ее дальнего родственника. Таким образом, решались обе проблемы: старец сохранял чистоту Девы и в то же время заботился о Ней, потому что в древнем мире простая женщина не могла выжить одна.

Когда Мария оказалась беременной, Иосиф, расстроился и хотел Ее тайно отпустить. Конечно, он не мог вообразить иного, чем согрешение невинной девушки. Прелюбодеяние в те времена каралось смертной казнью — согрешивших женщин забивали камнями, но смущенный Иосиф не хотел столь жестокой расправы. Все сомнения старца развеял Ангел Божий, который явился ему и объяснил сверхъестественную причину беременности.

 Тут нужно отметить, что Дева Мария действительно осталась непорочной девой даже после рождения Иисуса Христа. Это одно из чудес Божьих. Этим уважением к чистоте и невинности христианство резко противостоит современным ему религиозным представлениям.

О Богородице сохранилось достаточно много преданий. Так, из них мы узнаем, что первым человеком, которому явился воскресший Христос, была Его Мать, что достаточно логично, если вспомнить что и перед смертью Он заботился о Ней.

Она так же, как и апостолы, удостоилась схождения Духа Божьего в Пятидесятницу. Когда апостолы бросали жребий, кому в какой земле проповедовать Христа, она также бросила жребий, и ей выпала Иверия, современная Грузия, ее второй удел (древнерусское слово, означающее владение). Первым, конечно, был Иерусалим. Однако, по воле Бога, буря прибила корабль Божьей Матери, направляющийся в Иверию, к полуострову Афон, и он стал третьим уделом Богородицы. Сейчас Афон славится многочисленными мужскими монастырями.

Есть еще трогательное предание о том, что когда Божьей Матери Ангел возвестил о предстоящей кончине и встрече с Сыном, то Она попросила Бога собрать апостолов, чтобы попрощаться с ними. Ангелы перенесли учеников Христа из разных уголков земли. Единственным, кто не попал на это прощание, был апостол Фома. Он прибыл лишь после того, как тело Божьей Матери поместили в погребальную пещеру и завалили камнем. По его просьбе, камень был отвален, но тела Богородицы апостолы не нашли. Православные христиане верят, что Сын Марии забрал Свою Мать с Собой, и что Она стала первым человеком после самого Христа, воскрешенным в теле. Поэтому и праздник в честь этого события называется Успением, то есть — сном. Поэтому в нем не звучит скорбных песнопений. Это был день долгожданной встречи, которая, кстати, очень трогательно обыграна на иконах праздника — Христос, пришедший во славе в комнату, где лежит одр с телом Пречистой, принимает в Свои руки Ее непорочную душу.

Пресвятая Богородица в Учении Церкви.

Православные христиане называют Матерь Божью Царицей Небесной, Предстательницей, Заступницей. В частности, вспоминают историю из Евангелия, когда именно Матерь Божия заступилась за бедных молодоженов и попросила Христа помочь им. Это очень простой, практичный и удивительно трогательный эпизод. Иисус вместе с Матерью находятся в числе гостей на браке. В процессе праздника у жениха заканчивается вино. Это была очень некрасивая, даже позорная ситуация. Матерь Божия просит Христа вмешаться, и тот, хотя и отвечает, что время Его еще не пришло, все-таки вмешивается по просьбе Своей Матери, превращая в вино обычную воду. По сравнению с другим чудесами (исцеления, воскрешения), которые позже совершит Спаситель, чудо в Кане кажется мелким, прозаичным. Однако оно умиляет как отношением Спасителя к Своей Матери, так и тем бережным отношением к нашим человеческим, земным, несущественным в плане вечности, проблемам. Символично, что, по сути, это было первое чудо, которое совершил Христос на земле.

Православные верят, что и после Своего успения Матерь Божия ходатайствует за людей. Будучи в полном смысле человеком, со всеми человеческими немощами и проблемами, она словно оказалась связующим звеном между рожденным Ею Богом и грешным человечеством. Именно поэтому православные так часто обращаются к Ней со своими просьбами.

Суть подвига Пресвятой Богородицы.

Когда Адам и Ева согрешили, то их непорочная до тех пор природа была повреждена. Это касается и человеческого тела, и человеческой души, и окружающей нас вселенной. Появились смерть, болезни и жестокость. Со временем зло в человеке нарастало. Дети порочных родителей унаследовали их порочные наклонности. Через Моисея Бог дал человеку заповеди, однако даже лучшие из людей не смогли жить в соответствии с ними. Грешили все, а, как мы знаем, грех рождает смерть.

Для спасения людей Творец готов был послать Своего Сына, чтобы Тот соединил в Себе падшее человечество с божеством, очистив испорченную природу и победив грех. Но на протяжении тысяч лет не находилось человека, способного в своей чистоте и боголюбии вместить Бога. Лишь Дева Мария оказалась в достаточной мере чистым сосудом, способным принять Божью благодать.

Надо понимать, что Мария была прекрасно образована для того времени и хорошо знала Писания, те книги, которые сейчас называются Ветхим Заветом. Когда Ей явился Ангел, возвестивший волю Божию о рождении Сына, Она понимала не только радостное значение этой вести, но и то, что Иисус умрет. К этому времени было достаточно пророчеств, в которых рассказывалось о позорной и жестокой смерти грядущего Спасителя.

Бог, в отличие от бесов, никогда не насилует волю человека. В Писании есть удивительно щемящие слова: «Сын мой, дай Мне твое сердце». Творец ждет искренней любви и благодарности, искреннего желания творить добро. Он никогда не принуждает к чему-либо человека, предоставляя ему все такой же выбор, какой был и у Адама.

Мария могла отказаться от этого страшного жребия. Но Она ответила Ангелу: «Да будет мне по слову твоему», принимая на Себя все пророчества и являя образец послушания воле Божьей. Она прошла весь путь со своим Сыном до самого конца, до креста, до Его воскресения, разделяя с Ним тесноту, скорбь и страдания. Можно только пытаться представить Ее муки, когда Она видела распятого Сына, понимая, что Его распинают те самые люди, которым Он принес спасение. Не ожесточившись, не прокляв мучителей, Богородица смогла возвыситься и воплотить самую главную заповедь Евангелия о любви к Богу и ближним.

Только благодаря этому Ее согласию, у человечества появилась надежда на Спасение.

Как молятся Пресвятой Богородице?

Существует множество молитв к Пресвятой Богородице. Одна из самых первых — «Богородице Дево, радуйся!» — по сути своей состоит из хвалебных слов Елизаветы, матери Иоанна Предтечи, и Архангела Гавриила, возвестившего благую весть о рождении Спасителя. Молитвенными песнопениями Божьей матери завершаются почти все службы и чинопоследования. Молитвы Богородице также есть в утреннем и вечернем молитвенном правиле.

По сути, нет богослужений, где не встречались бы и молитвы к Божией Матери. В сознании православных христиан Пречистая Матерь неразрывно связана со своим Божественным Сыном.

Известные иконы Пресвятой Богородицы.

Икон Божией Матери существует множество. Некоторые из них очень древние и были созданы еще в Средневековье. По преданию, первыми образами Пречистой Девы стали Ее портреты, которые во времена земной жизни Богородицы написал евангелист и апостол Лука. Он срисовал с живой Божьей Матери несколько рисунков, которые не дошли до нас ввиду недолговечности материала, но стали образцом для последующих поколений православных художников.

Перечислим лишь некоторые из самых известных икон Пресвятой Богородицы:

  • Владимирская икона Божьей Матери, по преданию, написана на основе одного из тех самых оригинальных рисунков апостола Луки. Затем в XII веке она была передана в дар Киевскому князю Мстиславу, а спустя время Владимирский князь Андрей Боголюбский перенес ее в город Владимир, по которому икона и получила свое название. Ею венчались на трон государи, она принимала участие в выборе патриархов: их имена закладывались в ковчег перед иконой, а затем выбирались жребием.
  • Казанская икона была обнаружена в Казани. Девочке Матроне явилась Богоматерь и повелела достать икону из-под завалов сгоревшего дома. Икону достали, девочка же впоследствии стала игуменьей одного из монастырей. Казанскую икону почитали и почитают как защитницу Москвы.
  • «Споручница грешных», по преданию, находилась у разбойника, который, по завету матери, каждый день молился перед ней каждый раз перед выходом на «дело». И однажды Матерь Божия с иконы заговорила с ним, упрекая в том, что своими грехами этот человек распинает Ее Сына. Разбойник покаялся и ушел в монастырь, а к иконе стали прибегать люди в отчаянии и покаянии.
  • Иверская икона принадлежала благочестивой вдове в Византии в период иконоборчества. Когда вышел приказ уничтожить все иконы, то один из воинов ударил в лик Богоматери копьем, и из него полилась струйка крови. Вдова пустила икону по воде, чтобы образ Богородицы не подвергся поруганию. Огненный столп, исходящий от плывущей иконы увидели монахи Иверона — одного из афонских монастырей — и один из них пешком прошел по воде и принес чудотворную икону на берег.

Икон Божьей Матери очень много, но это лишь образы самой Богородицы. Было бы суеверием считать, что, например, Казанской иконе нужно молиться при боли в глазах, а Троеручице — при боли в руках. Несмотря на то, что в церковной традиции есть разделение икон на обычные и чудотворные, икона, прежде всего, это образ, который создан лишь для лучшего молитвенного настроя. И Владимирская, и Тихвинская, и Иерусалимская — это разные образы все той же Богоматери, и нужно понимать, что помогает сама Богородица, а не доска с ее изображением.

Но, так же, как бережно относятся к фотографиям любимых родителей и не позволяют никому их рвать, топтать или глумиться над ними другим способом, так же верующие относятся и к иконам. Икона Божьей Матери, Христа или святых людей — это бережно чтимый образ.

Известные богородичные храмы и монастыри России.

Храмов и монастырей, посвященных Богородице, в России множество. Недаром Россию называют четвертым уделом Богородицы. Конечно, сразу вспоминаются Успенская Киево-Печерская лавра, и Успенский Псково-Печерский монастырь.

Вообще, Успение — один из самых почитаемых в России праздников, в честь которого построено множество храмов, в том числе, например, знаменитый Успенский Собор в Кремле. В городе Тихвин также находится один из известнейших монастырей — Тихвинский Успенский монастырь, в котором хранится чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери.

Не менее значительное число храмов названо в честь Покрова — одного из любимейших праздников на Руси. Он установлен в память о чудесном явлении Матери Божьей, держащей Свое головное покрывало (или омофор) над Константинополем, защищая его от врагов.

Кстати, кафедральный (то есть, главный) храм Российской империи — Казанский — также построен в честь иконы Божьей Матери — Казанской. Наверное, нет в России города, где не было бы храма, освященного в честь Богородицы.

Место Пресвятой Богородицы в жизни христианина.

Матерь Божья для православных словно ниточка, соединяющая землю с небом. Известно множество историй, когда отчаявшиеся люди находили заступничество именно у Нее. Подражая Ее стремлению посвятить себя Богу, девушки принимали решение становиться монахинями, отдав себя на служение Христу. Матерь Божия учит смирению, послушанию, любви к Богу. Являет собой образ высшей святости.

Есть одна народная притча, которая, хотя и не соответствует учению Церкви, явно отражает отношение к Божьей Матери русского народа.

Однажды апостол Петр заметил, что в раю появляются какие-то странные, убогие личности, которые прячутся и очень смирно себя ведут. Так как апостол (по убеждению простых людей) охраняет врата, а ключ от рая находится у него в руках, то он испугался и пошел к Самому Христу. Как так? Откуда «лишние» люди в раю? А Христос, выслушав его, улыбнулся и поманил в дальний уголок рая. Там стояла Матерь Божия, украдкой опустив край своего омофора (покрова) в ад, и по этой ткани несчастные грешники потихоньку выкарабкивались в рай.

Конечно, это всего лишь выдумка, ведь проблема невозможности грешникам попасть в рай глубже и серьезней, чем просто ключ или закрытые ворота, однако в этой легенде очень много народной надежды и любви к Матери Божьей.

 


Уроки ОПК. Дополнительный материал: Святость и святые

1. Что такое святость?

         Святой Дух, святой Сергий Радонежский, святые ангелы, Святая Земля — с этими и другими похожими выражениями учитель сталкивается во время занятий по ОПК довольно часто. Это неслучайно, ведь понятие святости — одно из ключевых как во всем христианстве, так и в отдельно взятом православии. Только разобравшись с ним, мы сможем полноценно ввести ребенка в богатую традицию нашей многовековой русской культуры, общей для всех восточнославянских народов.

Русское слово «святой» восходит к индоевропейскому корню «sv» («su»). Этот корень указывает сразу на рост вверх и на причастность к свету. То есть в целом говорит об устремленности к Небу и причастности к чему-то запредельному, прекрасному, вечному. О причастности Богу.

         В других языках, из которых выросла христианская культура, - иврите, греческом и латыни  — аналоги понятия «святой» имеют значение «отделенный», «избранный», «обособленный». Уже в мировоззрении древних людей из привычного окружающего мира выделялась особая часть, в рамках которой действовали совершенно иные законы и которая не подчинялась превратностям материального бытия.

         Христианство объединило две эти семантики. Святой — это человек, который по ряду критериев отличается от прочих людей и в максимально полной мере связывает свою жизнь с Творцом. Сама же святость — это набор тех качеств, свойств, которые делают человека причастным Богу и Вечности.

2. Зачем нам нужны святые?

         Одна из важных задач, стоящих перед учителем на занятиях по ОПК, состоит в том, чтобы связать знания о православной культуре родной страны с той реальностью, в которой живет ребенок. То есть, применительно к теме святости, не только рассказать о самом понятии, но и постараться донести, какую роль святые играют в жизни целого народа и отдельно взятой личности.

         Если обобщить все написанное о святых людях, то можно выделить три основные мысли:

— святые служат христианам примерами правильно устроенной духовной жизни, образцами поведения и образа мысли, который максимально соотнесен с заповедями Божьими. Они — ориентиры на пути спасения;

— святые нужны верующим, как чистая вода в повседневности. Чем чище вода, тем меньше концентрация примеси в ней; чем больше в мире святых, тем меньше в нем присутствие зла и тем больше добра и Божьего света.

▪️ В качестве иллюстрации на уроке можно предложить детям поэкспериментировать, подливая в сосуд с окрашенной жидкостью чистую воду, а затем прокомментировать увиденное ими в ключе рассматриваемой темы.

—  святые в традиционных христианских конфессиях воспринимаются как помощники людей. Для православия в целом очень важна идея заступничества, когда человек, который собственной жизнью угодил Творцу, получает от Него способность благотворно влиять на окружающих и самому быть проводником того света, источником которого является Бог.

▪️ Можно предложить детям отразить солнечный луч зеркальцем, металлической крышкой и книгой, а затем натолкнуть их на вывод: чем чище и глаже поверхность — тем лучше от нее отражается свет. Можно также понаблюдать за светом через стекла разной степени чистоты, а затем спросить у детей: через какую среду свет проходит лучше?

3. Что говорит о святости Библия?

          В Писании — как в Ветхом, так и в Новом Заветах — раскрываются компоненты святости (причастность к Богу, отделенность от мира, чистота). Вот наиболее характерные цитаты:

«Освящайте себя и будьте святы, потому что Я, Господь Бог ваш, свят» (Лев. 20:7);

«Покажу Мое Величие и Святость Мою» (Иез. 38:23);

«Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет. 1:16);

«Свят, Свят, Свят, Господь Вседержитель» (Откр. 4:8).

4. Кто может стать святым?

         Святым, в принципе, может стать любой человек. Для этого ему необходимо быть устремленным к Богу и соблюдать его заповеди. Древние христиане так и называли себя — святые, то есть посвященные Богу. Но, в узком смысле, Церковь называет святыми особую категорию людей — тех, кто действительно может быть примером для подражания.

         Процесс признания человека святым называется канонизацией или прославлением. Канонизируют только уже умерших людей. Обычно этот процесс занимает несколько лет, а то и десятилетий. Сначала жизнь того или иного христианина исследуется на признак его причастности Богу, а также соответствия его поступков и образа мыслей идеалам, озвученным Христом. И если Церковь признает, что тот или иной «кандидат» достоин должной степени почтения, к нему начинают обращаться как к святому в полном смысле этого слова.

         В этом плане очень показательна история преподобной Анны Кашинской, почившей в середине XIV в. Она была сначала канонизирована, но спустя триста лет ее исключили из списка святых, и лишь незадолго до начала Первой мировой войны непредвзятый трезвый подход помог все-таки церковной комиссии увидеть в этой женщине, прошедшей удивительный жизненный путь, великую христианскую святую.

5. Какие бывают святые?

          Все мы разные. И у каждого из нас  свои таланты. И, конечно же, путь к Богу  тоже уникален. По этой причине в Церкви в течение веков сложилась традиция распределять святых по ликам — группам, соответствующим тому или иному подвигу, который нес святой.

         а) Наиболее древняя группа — это праотцы — те, кто стоял у истоков человечества: Адам и Ева, Сим, Ной, Авраам и Сарра. Их было довольно много, но все они объединены одной особенностью: в то время, когда мир отпал от Бога, казалось бы, бесповоротно, они сохраняли верность Ему и передавали новым поколениям знания о Нем.

         б) Следующая группа — пророки. Их задачей была подготовка мира к пришествию Спасителя Иисуса Христа. Пророков было много. Они имеют разный социальный статус и происхождение, но каждый из них обладает удивительной судьбой. Среди них были и цари, и простолюдины, и богатые, и бедные, и интеллектуалы, и люди физического труда. И все они одинаково ждали пришествия Господа и исполнения обещания о том, что в мир воплотится Сам Бог. Моисей и Илия, Давид и Соломон, Самуил и Даниил, и, конечно же, Иоанн Предтеча — все это пророки.

         Среди святых особое место занимает Пресвятая Богородица, больше всех послужившая делу нашего спасения. Несмотря на то, что Церковь рассматривает Ее жизнь и служение в совершенно иных категориях, чем обычного святого, именно Она в полной мере является примером того, что мы можем назвать абсолютной святостью.

         Дева Мария смогла настолько глубоко и искренне полюбить Бога, настолько тесно связать с Ним Свою жизнь, что лишь Ее Господь усмотрел в качестве Своей Матери.

        Почитание Богородицы в Церкви имеет свои особенности. Например, в Ее честь не принято называть людей. Тем не менее, среди святых Она считается самой первой Заступницей и Помощницей христиан. Именно к Ней чаще всего обращают свои молитвы православные после Бога.

        в) Еще один лик святых — это апостолы. Они были ближайшими учениками Христа — воплощенного Бога и Творца. Именно их глаза видели Его Самого, а уши слышали Его слова. Как мы знаем, свидетельства очевидцев всегда имеют куда большую ценность, чем записи — пусть даже и авторитетного — историка. Именно такими очевидцами для Церкви и являются апостолы. Они же стали и первыми ее устроителями — первыми, кто дал начало жизни церковного организма, кто заложил те принципы, по которым христиане живут и по сей день.

Среди апостолов выделяются четыре особых человека — евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Это они в письменном виде зафиксировали опыт живого общения с живым воплотившимся Богом.

         г) Апостолы дали начало еще одному лику святых — мученикам. Формально мученик - это тот, кто закончил свою жизнь насильственной смертью, наступившей из-за того, что человек был настолько верен своим убеждениям и вере, что даже под угрозой смерти от них не отрекся. Но это — формальное определение. По сути же своей мученик (по-гречески «martyros») — это свидетель, а свидетельствовать, в принципе, призваны все христиане. Но все же «кровных» мучеников Церковь всегда выделяла особо, и это неудивительно, потому что страх смерти для простого обывателя — это наиболее значимый страх в жизни, и преодолеть его для большинства из нас — задача весьма трудная.

         д) Есть в Церкви и другой тип мучеников — преподобные. Их не убивали, им не причиняли каких-либо значимых страданий. Но они избрали жизненный путь самоотречения — путь монашества. Преподобные — это сотни тысяч подвижников, которые молились Богу и в глуши пустынных мест, и в тихих кельях монастырей, и в каменных джунглях городов, и среди буйства дикой природы.

          Много преподобных было и в истории России. Антоний Печерский, Евфросиния Полоцкая, Сергий Радонежский, Нектарий Оптинский, Серафим Саровский… Кстати, среди них было много и так называемых «старцев» — тех, кто брал на себя очень тяжелую ношу духовной опеки над простыми людьми, нуждающимися в их помощи и совете.

          Есть преподобные и в наши дни. Они еще не канонизированы, то есть не признаны официально, но люди их уже сейчас почитают как пример для подражания. Например, почившего в 2006 году архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

         е) Еще одна очень обширная категория святых — это святители — епископы, которые особо отличились в деле управления своей паствой. Обычно это либо те, кто всю свою жизнь посвятил миссионерству, проповеди и делам просвещения (например, Стефан Пермский, Макарий Московский, Игнатий Брянчанинов), либо владыки, чьим главным подвигом в жизни было социальное служение (Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Лука Крымский).

         Святители — это всегда мудрые управители, которые не просто командовали людьми, а видели в каждом члене своей паствы уникальную Божью личность, за которую они были в ответе перед Творцом.

         ж) И, наверное, перечисление основных ликов святости стоит завершить праведными. Это простые миряне и священники, которые угодили Богу самым трудным подвигом — благочестивой жизнью в миру.

          Этот подвиг мы называем самым трудным потому, что и монастырь, и епископская кафедра, и мученическая стезя — все-таки условия экстраординарные. Они хоть и требуют от человека максимального духовного напряжения, но вместе с тем создают и атмосферу, которая помогает проходить этот подвиг. В обычной же (не монашеской и не экстремальной) жизни многое не способствует, а — даже наоборот — мешает полноценному исполнению Божьих заповедей. Именно поэтому быть простым праведником очень трудно. Но именно эти трудности и преодолевали Иоанн Кронштадтский, Матрона Московская, Симеон Верхотурский и многие другие подобные им.

На самом деле ликов святости больше. Это и бессребреники — врачи, не бравшие плату за свой труд; и юродивые — люди, которые надевали на себя личину безумия и под этой маской скрывали богатые духовные дары; и благоверные — политики, сохранившие верность Христу вопреки огромным соблазнам, которые таит в себе мирская власть.

          Как видим, святость многогранна и многолика, именно поэтому Церковь так ценит, с одной стороны — индивидуальность каждого своего члена, с другой стороны — возможность систематизировать этот опыт и найти в каждом из этих примеров святой жизни что-то важное для любого человека.

6. Святые в нашей жизни.

          Активное почитание святых (почитание значит, прежде всего, следование их жизненному примеру) повлекло за собой возникновение нескольких важных традиций, укоренившихся в церковном опыте.

В честь святых называют вновь крещенных людей. Почти каждый православный верующий имеет своего небесного покровителя, имя которого он носит. День памяти того святого, чье имя носит человек, называется именинами.

         Дата именин конкретно взятого верующего определяется очень просто: это первая, следующая за его днем рождения дата, на которую выпадает день памяти святого с тем же именем. Правда, бывает и такое, что родители сознательно называют ребенка в честь конкретного святого, и тогда уже именинами считается день памяти именно этого угодника Божьего.

У каждого святого есть день памяти — подвижная, либо неподвижная дата в календаре, когда этот святой особым образом молитвенно упоминается в церковной службе. Обычно это дата смерти святого, то есть день, когда он перешел в жизнь вечную и, иначе говоря, пережил второе рождение, окончательно воссоединившись со Христом. Иногда таких дней памяти бывает несколько. Наиболее яркий пример — Предтеча Господень Иоанн Креститель. В разные дни года мы празднуем его рождение, смерть и обретение его главы. И таких примеров довольно много.

Достаточно часто от святых остается материальное свидетельство их святости — то, что в Церкви принято называть мощами. Почитание останков наиболее угодивших Богу христиан фиксируется уже в римских катакомбах II века. Нужно сказать, что христианство всегда относилось к телу с особым почтением, настаивая на том, что и оно после Страшного суда станет участником вечной жизни. И святые мощи — вполне закономерное выражение этой идеи.

        Некоторые святые мощи нетленны, то есть не подверглись разлагающему воздействию времени. Например, мощи преподобного Александра Свирского, которые вот уже пятьсот лет сохраняют вид останков недавно умершего человека. Ученые до сих пор не могут найти этому явлению рационального объяснение, поскольку нетление мощей наблюдается даже там, где естественная мумификация тела невозможна. Например, мощи преподобных отцов Печерских — монахов, которые подвизались в Киеве, в склонах днепровских круч.

7. Как узнать о святом?

         Вполне очевидно, что если святой является для нас образцом подлинной христианской жизни, то нам необходимо откуда-то почерпнуть информацию об этом человеке. И тут на помощь приходят жития. Это особый тип литературы, в котором рассказывается о подвигах того или иного угодника Божьего. В чем-то жития напоминают биографию, но есть и существенное отличие от нее: житие отличается от жизнеописания, как икона от портрета.

         Агиограф (человек, который занимается составлением житий) особое внимание уделяет не разным интересным деталям или случаям из жизни святого, а широкими мазками и как бы схематично обрисовывает для нас саму суть того подвига, который совершил Божий угодник. Житие — это некая формула, которая дается нам свыше для облегчения такого важного и такого трудного пути к Царству Небесному.

         Чтение житий до появления массовой художественной литературы было одним из любимейших занятий наших предков. Их не только читали, но и — в силу дороговизны писчих материалов — запоминали наизусть, пересказывали и даже писали иконы.

         Так называемые клейма — небольшие миниатюрки, изображавшие тот или иной житийный эпизод. Особенно популярными клейма были в новгородской иконописной школе.

         Житийные сюжеты занимали особое место и в храмовой живописи. Церкви Ярославля, Суздаля, Пскова, деревянные храмы Поморья, казацкие соборы Кубани и Запорожья наполнены этими светлыми изображениями в народном стиле, которые передают любимые нашему сердцу эпизоды из жизни наиболее чтимых русскими людьми святых.