Перейти к основному содержанию
Понедельник, 13 мая 2024, 10:31
Сайт: Сообщество учителей «Клевер Лаборатория»
Курс: Сообщество учителей «Клевер Лаборатория» (Клевер Лаборатория)
Глоссарий: Понятие к уроку ОПК
Тихонова Татьяна Валерьевна

Уроки ОПК. Дополнительный материал: Пресвятая Богородица

Место Пресвятой Богородицы в христианстве.

О Ней мало написано в Евангелии и почти ничего не сказано в Посланиях Апостолов. Но в сознании многих христиан Богородица занимает важнейшее место в мировоззрении. Случайно ли то, что именно Мария стала Матерью Воплотившегося Бога? Почему в Храме Ее икон обычно больше, чем икон Самого Христа? Почему Ей складывают акафисты, молебны, отдельные службы? Почему в доме у каждого православного христианина можно найти Ее икону? Почему на Руси едва ли не половина храмов посвящена той или иной иконе Божьей Матери? Кто Она для верующих?

Церковь называет Ее Заступницей, Пречистой Девой, Царицей Небесной, Богоотроковицей, Предстательницей за род человеческий перед Христом. Но нужно понимать, что Мария — всего лишь человек, рожденный от обычных, пусть и святых людей, и в этом — Ее подлинное величие.

Икона Богородицы «Неувядаемый Цвет» https://pravoslavie.wiki/ikona-neuvjadaemyj-cvet.html


Что говорит о Пресвятой Богородице Писание?

Евангелие рассказывает, что Мария произошла из рода царя Давида и была обручена праведному Иосифу. Ей явился ангел и возвестил о рождении от Нее Сына Божьего. Также Ангел сообщил Ей о предстоящем рождении у родственницы Марии — Елизаветы — сына, который станет Пророком и Предтечей Христа — Иоанном Крестителем. Именно беременная Елизавета, приветствуя Марию, впервые назвала ее благословенной и Матерью Господа.

Когда по приказу оккупационной римской власти иудеям необходимо было пройти перепись населения, Дева Мария вместе с Иосифом из родного Назарета отправилась в Вифлеем и там и родила Сына. В вертепе, иначе говоря, — пещере для скота.

Из Вифлеема семья вместе с Иисусом бежит в Египет: Ангел извещает их о намерениях Ирода найти и убить Младенца. А затем, снова извещенное Ангелом о смерти своего гонителя, семейство возвращается обратно.

Матерь Божья присутствует при первом чуде Христа — превращении воды в вино в городе Кана Галилейская. Но по большей части Писание почти ничего не рассказывает об этом важнейшем для христиан человеке, без доброй воли которого немыслим приход Спасителя. Наверное, наиболее трагичный эпизод из Ее жизни содержится в рассказе евангелиста Иоанна Богослова. Мать стоит у креста, на котором распяли Ее Сына. Именно этот момент наиболее полно раскрывает отношение самого Христа к Деве Марии. Невыносимо мучаясь от боли, судорог и удушья, истекая кровью, Спаситель вручает жизнь Своей Матери в руки любимого ученика. «Это мать твоя», — говорит Он апостолу Иоанну. «Это сын твой», — завещает Матери. Таким образом, Господь заботится о Той, которая родила и вскормила Его.

Предание о Пресвятой Богородице.

Предания более полно раскрывают личность Той, через которую явился Спаситель. Так, из апокрифического (то есть имеющего сомнительное происхождение) текста, приписываемого апостолу Иакову, старшему сводному брату Иисуса Христа, мы узнаем, что Мария родилась от престарелых родителей Иоакима и Анны. И, несмотря на то, что Ее появление на свет было естественным, рождение будущей Богоматери стало чудом Божьим в силу уже не детородного возраста обоих родителей.

В четыре года Она по обету была отдана в Иерусалимский храм. В то время там воспитывались и обучались некоторые девочки до определенного возраста, по достижении которого их выдавали замуж.

Предание рассказывает, что юная Мария больше всего любила читать Писание и молиться, всей душой полюбила Бога. Это была очень добрая и кроткая девушка. Когда закончился период Ее обучения, Мария объявила о том, что дала обет посвятить себя Единому Богу. И первосвященники встали перед достаточно сложной дилеммой: оставить в храме уже созревшую отроковицу было нельзя, выдать замуж и нарушить ее обет Богу — тоже. Родители же Марии к тому времени уже скончались. Тогда первосвященники решили выдать девушку замуж за боголюбивого старца Иосифа, Ее дальнего родственника. Таким образом, решались обе проблемы: старец сохранял чистоту Девы и в то же время заботился о Ней, потому что в древнем мире простая женщина не могла выжить одна.

Когда Мария оказалась беременной, Иосиф, расстроился и хотел Ее тайно отпустить. Конечно, он не мог вообразить иного, чем согрешение невинной девушки. Прелюбодеяние в те времена каралось смертной казнью — согрешивших женщин забивали камнями, но смущенный Иосиф не хотел столь жестокой расправы. Все сомнения старца развеял Ангел Божий, который явился ему и объяснил сверхъестественную причину беременности.

 Тут нужно отметить, что Дева Мария действительно осталась непорочной девой даже после рождения Иисуса Христа. Это одно из чудес Божьих. Этим уважением к чистоте и невинности христианство резко противостоит современным ему религиозным представлениям.

О Богородице сохранилось достаточно много преданий. Так, из них мы узнаем, что первым человеком, которому явился воскресший Христос, была Его Мать, что достаточно логично, если вспомнить что и перед смертью Он заботился о Ней.

Она так же, как и апостолы, удостоилась схождения Духа Божьего в Пятидесятницу. Когда апостолы бросали жребий, кому в какой земле проповедовать Христа, она также бросила жребий, и ей выпала Иверия, современная Грузия, ее второй удел (древнерусское слово, означающее владение). Первым, конечно, был Иерусалим. Однако, по воле Бога, буря прибила корабль Божьей Матери, направляющийся в Иверию, к полуострову Афон, и он стал третьим уделом Богородицы. Сейчас Афон славится многочисленными мужскими монастырями.

Есть еще трогательное предание о том, что когда Божьей Матери Ангел возвестил о предстоящей кончине и встрече с Сыном, то Она попросила Бога собрать апостолов, чтобы попрощаться с ними. Ангелы перенесли учеников Христа из разных уголков земли. Единственным, кто не попал на это прощание, был апостол Фома. Он прибыл лишь после того, как тело Божьей Матери поместили в погребальную пещеру и завалили камнем. По его просьбе, камень был отвален, но тела Богородицы апостолы не нашли. Православные христиане верят, что Сын Марии забрал Свою Мать с Собой, и что Она стала первым человеком после самого Христа, воскрешенным в теле. Поэтому и праздник в честь этого события называется Успением, то есть — сном. Поэтому в нем не звучит скорбных песнопений. Это был день долгожданной встречи, которая, кстати, очень трогательно обыграна на иконах праздника — Христос, пришедший во славе в комнату, где лежит одр с телом Пречистой, принимает в Свои руки Ее непорочную душу.

Пресвятая Богородица в Учении Церкви.

Православные христиане называют Матерь Божью Царицей Небесной, Предстательницей, Заступницей. В частности, вспоминают историю из Евангелия, когда именно Матерь Божия заступилась за бедных молодоженов и попросила Христа помочь им. Это очень простой, практичный и удивительно трогательный эпизод. Иисус вместе с Матерью находятся в числе гостей на браке. В процессе праздника у жениха заканчивается вино. Это была очень некрасивая, даже позорная ситуация. Матерь Божия просит Христа вмешаться, и тот, хотя и отвечает, что время Его еще не пришло, все-таки вмешивается по просьбе Своей Матери, превращая в вино обычную воду. По сравнению с другим чудесами (исцеления, воскрешения), которые позже совершит Спаситель, чудо в Кане кажется мелким, прозаичным. Однако оно умиляет как отношением Спасителя к Своей Матери, так и тем бережным отношением к нашим человеческим, земным, несущественным в плане вечности, проблемам. Символично, что, по сути, это было первое чудо, которое совершил Христос на земле.

Православные верят, что и после Своего успения Матерь Божия ходатайствует за людей. Будучи в полном смысле человеком, со всеми человеческими немощами и проблемами, она словно оказалась связующим звеном между рожденным Ею Богом и грешным человечеством. Именно поэтому православные так часто обращаются к Ней со своими просьбами.

Суть подвига Пресвятой Богородицы.

Когда Адам и Ева согрешили, то их непорочная до тех пор природа была повреждена. Это касается и человеческого тела, и человеческой души, и окружающей нас вселенной. Появились смерть, болезни и жестокость. Со временем зло в человеке нарастало. Дети порочных родителей унаследовали их порочные наклонности. Через Моисея Бог дал человеку заповеди, однако даже лучшие из людей не смогли жить в соответствии с ними. Грешили все, а, как мы знаем, грех рождает смерть.

Для спасения людей Творец готов был послать Своего Сына, чтобы Тот соединил в Себе падшее человечество с божеством, очистив испорченную природу и победив грех. Но на протяжении тысяч лет не находилось человека, способного в своей чистоте и боголюбии вместить Бога. Лишь Дева Мария оказалась в достаточной мере чистым сосудом, способным принять Божью благодать.

Надо понимать, что Мария была прекрасно образована для того времени и хорошо знала Писания, те книги, которые сейчас называются Ветхим Заветом. Когда Ей явился Ангел, возвестивший волю Божию о рождении Сына, Она понимала не только радостное значение этой вести, но и то, что Иисус умрет. К этому времени было достаточно пророчеств, в которых рассказывалось о позорной и жестокой смерти грядущего Спасителя.

Бог, в отличие от бесов, никогда не насилует волю человека. В Писании есть удивительно щемящие слова: «Сын мой, дай Мне твое сердце». Творец ждет искренней любви и благодарности, искреннего желания творить добро. Он никогда не принуждает к чему-либо человека, предоставляя ему все такой же выбор, какой был и у Адама.

Мария могла отказаться от этого страшного жребия. Но Она ответила Ангелу: «Да будет мне по слову твоему», принимая на Себя все пророчества и являя образец послушания воле Божьей. Она прошла весь путь со своим Сыном до самого конца, до креста, до Его воскресения, разделяя с Ним тесноту, скорбь и страдания. Можно только пытаться представить Ее муки, когда Она видела распятого Сына, понимая, что Его распинают те самые люди, которым Он принес спасение. Не ожесточившись, не прокляв мучителей, Богородица смогла возвыситься и воплотить самую главную заповедь Евангелия о любви к Богу и ближним.

Только благодаря этому Ее согласию, у человечества появилась надежда на Спасение.

Как молятся Пресвятой Богородице?

Существует множество молитв к Пресвятой Богородице. Одна из самых первых — «Богородице Дево, радуйся!» — по сути своей состоит из хвалебных слов Елизаветы, матери Иоанна Предтечи, и Архангела Гавриила, возвестившего благую весть о рождении Спасителя. Молитвенными песнопениями Божьей матери завершаются почти все службы и чинопоследования. Молитвы Богородице также есть в утреннем и вечернем молитвенном правиле.

По сути, нет богослужений, где не встречались бы и молитвы к Божией Матери. В сознании православных христиан Пречистая Матерь неразрывно связана со своим Божественным Сыном.

Известные иконы Пресвятой Богородицы.

Икон Божией Матери существует множество. Некоторые из них очень древние и были созданы еще в Средневековье. По преданию, первыми образами Пречистой Девы стали Ее портреты, которые во времена земной жизни Богородицы написал евангелист и апостол Лука. Он срисовал с живой Божьей Матери несколько рисунков, которые не дошли до нас ввиду недолговечности материала, но стали образцом для последующих поколений православных художников.

Перечислим лишь некоторые из самых известных икон Пресвятой Богородицы:

  • Владимирская икона Божьей Матери, по преданию, написана на основе одного из тех самых оригинальных рисунков апостола Луки. Затем в XII веке она была передана в дар Киевскому князю Мстиславу, а спустя время Владимирский князь Андрей Боголюбский перенес ее в город Владимир, по которому икона и получила свое название. Ею венчались на трон государи, она принимала участие в выборе патриархов: их имена закладывались в ковчег перед иконой, а затем выбирались жребием.
  • Казанская икона была обнаружена в Казани. Девочке Матроне явилась Богоматерь и повелела достать икону из-под завалов сгоревшего дома. Икону достали, девочка же впоследствии стала игуменьей одного из монастырей. Казанскую икону почитали и почитают как защитницу Москвы.
  • «Споручница грешных», по преданию, находилась у разбойника, который, по завету матери, каждый день молился перед ней каждый раз перед выходом на «дело». И однажды Матерь Божия с иконы заговорила с ним, упрекая в том, что своими грехами этот человек распинает Ее Сына. Разбойник покаялся и ушел в монастырь, а к иконе стали прибегать люди в отчаянии и покаянии.
  • Иверская икона принадлежала благочестивой вдове в Византии в период иконоборчества. Когда вышел приказ уничтожить все иконы, то один из воинов ударил в лик Богоматери копьем, и из него полилась струйка крови. Вдова пустила икону по воде, чтобы образ Богородицы не подвергся поруганию. Огненный столп, исходящий от плывущей иконы увидели монахи Иверона — одного из афонских монастырей — и один из них пешком прошел по воде и принес чудотворную икону на берег.

Икон Божьей Матери очень много, но это лишь образы самой Богородицы. Было бы суеверием считать, что, например, Казанской иконе нужно молиться при боли в глазах, а Троеручице — при боли в руках. Несмотря на то, что в церковной традиции есть разделение икон на обычные и чудотворные, икона, прежде всего, это образ, который создан лишь для лучшего молитвенного настроя. И Владимирская, и Тихвинская, и Иерусалимская — это разные образы все той же Богоматери, и нужно понимать, что помогает сама Богородица, а не доска с ее изображением.

Но, так же, как бережно относятся к фотографиям любимых родителей и не позволяют никому их рвать, топтать или глумиться над ними другим способом, так же верующие относятся и к иконам. Икона Божьей Матери, Христа или святых людей — это бережно чтимый образ.

Известные богородичные храмы и монастыри России.

Храмов и монастырей, посвященных Богородице, в России множество. Недаром Россию называют четвертым уделом Богородицы. Конечно, сразу вспоминаются Успенская Киево-Печерская лавра, и Успенский Псково-Печерский монастырь.

Вообще, Успение — один из самых почитаемых в России праздников, в честь которого построено множество храмов, в том числе, например, знаменитый Успенский Собор в Кремле. В городе Тихвин также находится один из известнейших монастырей — Тихвинский Успенский монастырь, в котором хранится чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери.

Не менее значительное число храмов названо в честь Покрова — одного из любимейших праздников на Руси. Он установлен в память о чудесном явлении Матери Божьей, держащей Свое головное покрывало (или омофор) над Константинополем, защищая его от врагов.

Кстати, кафедральный (то есть, главный) храм Российской империи — Казанский — также построен в честь иконы Божьей Матери — Казанской. Наверное, нет в России города, где не было бы храма, освященного в честь Богородицы.

Место Пресвятой Богородицы в жизни христианина.

Матерь Божья для православных словно ниточка, соединяющая землю с небом. Известно множество историй, когда отчаявшиеся люди находили заступничество именно у Нее. Подражая Ее стремлению посвятить себя Богу, девушки принимали решение становиться монахинями, отдав себя на служение Христу. Матерь Божия учит смирению, послушанию, любви к Богу. Являет собой образ высшей святости.

Есть одна народная притча, которая, хотя и не соответствует учению Церкви, явно отражает отношение к Божьей Матери русского народа.

Однажды апостол Петр заметил, что в раю появляются какие-то странные, убогие личности, которые прячутся и очень смирно себя ведут. Так как апостол (по убеждению простых людей) охраняет врата, а ключ от рая находится у него в руках, то он испугался и пошел к Самому Христу. Как так? Откуда «лишние» люди в раю? А Христос, выслушав его, улыбнулся и поманил в дальний уголок рая. Там стояла Матерь Божия, украдкой опустив край своего омофора (покрова) в ад, и по этой ткани несчастные грешники потихоньку выкарабкивались в рай.

Конечно, это всего лишь выдумка, ведь проблема невозможности грешникам попасть в рай глубже и серьезней, чем просто ключ или закрытые ворота, однако в этой легенде очень много народной надежды и любви к Матери Божьей.

 


Уроки ОПК. Дополнительный материал: Святость и святые

1. Что такое святость?

         Святой Дух, святой Сергий Радонежский, святые ангелы, Святая Земля — с этими и другими похожими выражениями учитель сталкивается во время занятий по ОПК довольно часто. Это неслучайно, ведь понятие святости — одно из ключевых как во всем христианстве, так и в отдельно взятом православии. Только разобравшись с ним, мы сможем полноценно ввести ребенка в богатую традицию нашей многовековой русской культуры, общей для всех восточнославянских народов.

Русское слово «святой» восходит к индоевропейскому корню «sv» («su»). Этот корень указывает сразу на рост вверх и на причастность к свету. То есть в целом говорит об устремленности к Небу и причастности к чему-то запредельному, прекрасному, вечному. О причастности Богу.

         В других языках, из которых выросла христианская культура, - иврите, греческом и латыни  — аналоги понятия «святой» имеют значение «отделенный», «избранный», «обособленный». Уже в мировоззрении древних людей из привычного окружающего мира выделялась особая часть, в рамках которой действовали совершенно иные законы и которая не подчинялась превратностям материального бытия.

         Христианство объединило две эти семантики. Святой — это человек, который по ряду критериев отличается от прочих людей и в максимально полной мере связывает свою жизнь с Творцом. Сама же святость — это набор тех качеств, свойств, которые делают человека причастным Богу и Вечности.

2. Зачем нам нужны святые?

         Одна из важных задач, стоящих перед учителем на занятиях по ОПК, состоит в том, чтобы связать знания о православной культуре родной страны с той реальностью, в которой живет ребенок. То есть, применительно к теме святости, не только рассказать о самом понятии, но и постараться донести, какую роль святые играют в жизни целого народа и отдельно взятой личности.

         Если обобщить все написанное о святых людях, то можно выделить три основные мысли:

— святые служат христианам примерами правильно устроенной духовной жизни, образцами поведения и образа мысли, который максимально соотнесен с заповедями Божьими. Они — ориентиры на пути спасения;

— святые нужны верующим, как чистая вода в повседневности. Чем чище вода, тем меньше концентрация примеси в ней; чем больше в мире святых, тем меньше в нем присутствие зла и тем больше добра и Божьего света.

▪️ В качестве иллюстрации на уроке можно предложить детям поэкспериментировать, подливая в сосуд с окрашенной жидкостью чистую воду, а затем прокомментировать увиденное ими в ключе рассматриваемой темы.

—  святые в традиционных христианских конфессиях воспринимаются как помощники людей. Для православия в целом очень важна идея заступничества, когда человек, который собственной жизнью угодил Творцу, получает от Него способность благотворно влиять на окружающих и самому быть проводником того света, источником которого является Бог.

▪️ Можно предложить детям отразить солнечный луч зеркальцем, металлической крышкой и книгой, а затем натолкнуть их на вывод: чем чище и глаже поверхность — тем лучше от нее отражается свет. Можно также понаблюдать за светом через стекла разной степени чистоты, а затем спросить у детей: через какую среду свет проходит лучше?

3. Что говорит о святости Библия?

          В Писании — как в Ветхом, так и в Новом Заветах — раскрываются компоненты святости (причастность к Богу, отделенность от мира, чистота). Вот наиболее характерные цитаты:

«Освящайте себя и будьте святы, потому что Я, Господь Бог ваш, свят» (Лев. 20:7);

«Покажу Мое Величие и Святость Мою» (Иез. 38:23);

«Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет. 1:16);

«Свят, Свят, Свят, Господь Вседержитель» (Откр. 4:8).

4. Кто может стать святым?

         Святым, в принципе, может стать любой человек. Для этого ему необходимо быть устремленным к Богу и соблюдать его заповеди. Древние христиане так и называли себя — святые, то есть посвященные Богу. Но, в узком смысле, Церковь называет святыми особую категорию людей — тех, кто действительно может быть примером для подражания.

         Процесс признания человека святым называется канонизацией или прославлением. Канонизируют только уже умерших людей. Обычно этот процесс занимает несколько лет, а то и десятилетий. Сначала жизнь того или иного христианина исследуется на признак его причастности Богу, а также соответствия его поступков и образа мыслей идеалам, озвученным Христом. И если Церковь признает, что тот или иной «кандидат» достоин должной степени почтения, к нему начинают обращаться как к святому в полном смысле этого слова.

         В этом плане очень показательна история преподобной Анны Кашинской, почившей в середине XIV в. Она была сначала канонизирована, но спустя триста лет ее исключили из списка святых, и лишь незадолго до начала Первой мировой войны непредвзятый трезвый подход помог все-таки церковной комиссии увидеть в этой женщине, прошедшей удивительный жизненный путь, великую христианскую святую.

5. Какие бывают святые?

          Все мы разные. И у каждого из нас  свои таланты. И, конечно же, путь к Богу  тоже уникален. По этой причине в Церкви в течение веков сложилась традиция распределять святых по ликам — группам, соответствующим тому или иному подвигу, который нес святой.

         а) Наиболее древняя группа — это праотцы — те, кто стоял у истоков человечества: Адам и Ева, Сим, Ной, Авраам и Сарра. Их было довольно много, но все они объединены одной особенностью: в то время, когда мир отпал от Бога, казалось бы, бесповоротно, они сохраняли верность Ему и передавали новым поколениям знания о Нем.

         б) Следующая группа — пророки. Их задачей была подготовка мира к пришествию Спасителя Иисуса Христа. Пророков было много. Они имеют разный социальный статус и происхождение, но каждый из них обладает удивительной судьбой. Среди них были и цари, и простолюдины, и богатые, и бедные, и интеллектуалы, и люди физического труда. И все они одинаково ждали пришествия Господа и исполнения обещания о том, что в мир воплотится Сам Бог. Моисей и Илия, Давид и Соломон, Самуил и Даниил, и, конечно же, Иоанн Предтеча — все это пророки.

         Среди святых особое место занимает Пресвятая Богородица, больше всех послужившая делу нашего спасения. Несмотря на то, что Церковь рассматривает Ее жизнь и служение в совершенно иных категориях, чем обычного святого, именно Она в полной мере является примером того, что мы можем назвать абсолютной святостью.

         Дева Мария смогла настолько глубоко и искренне полюбить Бога, настолько тесно связать с Ним Свою жизнь, что лишь Ее Господь усмотрел в качестве Своей Матери.

        Почитание Богородицы в Церкви имеет свои особенности. Например, в Ее честь не принято называть людей. Тем не менее, среди святых Она считается самой первой Заступницей и Помощницей христиан. Именно к Ней чаще всего обращают свои молитвы православные после Бога.

        в) Еще один лик святых — это апостолы. Они были ближайшими учениками Христа — воплощенного Бога и Творца. Именно их глаза видели Его Самого, а уши слышали Его слова. Как мы знаем, свидетельства очевидцев всегда имеют куда большую ценность, чем записи — пусть даже и авторитетного — историка. Именно такими очевидцами для Церкви и являются апостолы. Они же стали и первыми ее устроителями — первыми, кто дал начало жизни церковного организма, кто заложил те принципы, по которым христиане живут и по сей день.

Среди апостолов выделяются четыре особых человека — евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Это они в письменном виде зафиксировали опыт живого общения с живым воплотившимся Богом.

         г) Апостолы дали начало еще одному лику святых — мученикам. Формально мученик - это тот, кто закончил свою жизнь насильственной смертью, наступившей из-за того, что человек был настолько верен своим убеждениям и вере, что даже под угрозой смерти от них не отрекся. Но это — формальное определение. По сути же своей мученик (по-гречески «martyros») — это свидетель, а свидетельствовать, в принципе, призваны все христиане. Но все же «кровных» мучеников Церковь всегда выделяла особо, и это неудивительно, потому что страх смерти для простого обывателя — это наиболее значимый страх в жизни, и преодолеть его для большинства из нас — задача весьма трудная.

         д) Есть в Церкви и другой тип мучеников — преподобные. Их не убивали, им не причиняли каких-либо значимых страданий. Но они избрали жизненный путь самоотречения — путь монашества. Преподобные — это сотни тысяч подвижников, которые молились Богу и в глуши пустынных мест, и в тихих кельях монастырей, и в каменных джунглях городов, и среди буйства дикой природы.

          Много преподобных было и в истории России. Антоний Печерский, Евфросиния Полоцкая, Сергий Радонежский, Нектарий Оптинский, Серафим Саровский… Кстати, среди них было много и так называемых «старцев» — тех, кто брал на себя очень тяжелую ношу духовной опеки над простыми людьми, нуждающимися в их помощи и совете.

          Есть преподобные и в наши дни. Они еще не канонизированы, то есть не признаны официально, но люди их уже сейчас почитают как пример для подражания. Например, почившего в 2006 году архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

         е) Еще одна очень обширная категория святых — это святители — епископы, которые особо отличились в деле управления своей паствой. Обычно это либо те, кто всю свою жизнь посвятил миссионерству, проповеди и делам просвещения (например, Стефан Пермский, Макарий Московский, Игнатий Брянчанинов), либо владыки, чьим главным подвигом в жизни было социальное служение (Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Лука Крымский).

         Святители — это всегда мудрые управители, которые не просто командовали людьми, а видели в каждом члене своей паствы уникальную Божью личность, за которую они были в ответе перед Творцом.

         ж) И, наверное, перечисление основных ликов святости стоит завершить праведными. Это простые миряне и священники, которые угодили Богу самым трудным подвигом — благочестивой жизнью в миру.

          Этот подвиг мы называем самым трудным потому, что и монастырь, и епископская кафедра, и мученическая стезя — все-таки условия экстраординарные. Они хоть и требуют от человека максимального духовного напряжения, но вместе с тем создают и атмосферу, которая помогает проходить этот подвиг. В обычной же (не монашеской и не экстремальной) жизни многое не способствует, а — даже наоборот — мешает полноценному исполнению Божьих заповедей. Именно поэтому быть простым праведником очень трудно. Но именно эти трудности и преодолевали Иоанн Кронштадтский, Матрона Московская, Симеон Верхотурский и многие другие подобные им.

На самом деле ликов святости больше. Это и бессребреники — врачи, не бравшие плату за свой труд; и юродивые — люди, которые надевали на себя личину безумия и под этой маской скрывали богатые духовные дары; и благоверные — политики, сохранившие верность Христу вопреки огромным соблазнам, которые таит в себе мирская власть.

          Как видим, святость многогранна и многолика, именно поэтому Церковь так ценит, с одной стороны — индивидуальность каждого своего члена, с другой стороны — возможность систематизировать этот опыт и найти в каждом из этих примеров святой жизни что-то важное для любого человека.

6. Святые в нашей жизни.

          Активное почитание святых (почитание значит, прежде всего, следование их жизненному примеру) повлекло за собой возникновение нескольких важных традиций, укоренившихся в церковном опыте.

В честь святых называют вновь крещенных людей. Почти каждый православный верующий имеет своего небесного покровителя, имя которого он носит. День памяти того святого, чье имя носит человек, называется именинами.

         Дата именин конкретно взятого верующего определяется очень просто: это первая, следующая за его днем рождения дата, на которую выпадает день памяти святого с тем же именем. Правда, бывает и такое, что родители сознательно называют ребенка в честь конкретного святого, и тогда уже именинами считается день памяти именно этого угодника Божьего.

У каждого святого есть день памяти — подвижная, либо неподвижная дата в календаре, когда этот святой особым образом молитвенно упоминается в церковной службе. Обычно это дата смерти святого, то есть день, когда он перешел в жизнь вечную и, иначе говоря, пережил второе рождение, окончательно воссоединившись со Христом. Иногда таких дней памяти бывает несколько. Наиболее яркий пример — Предтеча Господень Иоанн Креститель. В разные дни года мы празднуем его рождение, смерть и обретение его главы. И таких примеров довольно много.

Достаточно часто от святых остается материальное свидетельство их святости — то, что в Церкви принято называть мощами. Почитание останков наиболее угодивших Богу христиан фиксируется уже в римских катакомбах II века. Нужно сказать, что христианство всегда относилось к телу с особым почтением, настаивая на том, что и оно после Страшного суда станет участником вечной жизни. И святые мощи — вполне закономерное выражение этой идеи.

        Некоторые святые мощи нетленны, то есть не подверглись разлагающему воздействию времени. Например, мощи преподобного Александра Свирского, которые вот уже пятьсот лет сохраняют вид останков недавно умершего человека. Ученые до сих пор не могут найти этому явлению рационального объяснение, поскольку нетление мощей наблюдается даже там, где естественная мумификация тела невозможна. Например, мощи преподобных отцов Печерских — монахов, которые подвизались в Киеве, в склонах днепровских круч.

7. Как узнать о святом?

         Вполне очевидно, что если святой является для нас образцом подлинной христианской жизни, то нам необходимо откуда-то почерпнуть информацию об этом человеке. И тут на помощь приходят жития. Это особый тип литературы, в котором рассказывается о подвигах того или иного угодника Божьего. В чем-то жития напоминают биографию, но есть и существенное отличие от нее: житие отличается от жизнеописания, как икона от портрета.

         Агиограф (человек, который занимается составлением житий) особое внимание уделяет не разным интересным деталям или случаям из жизни святого, а широкими мазками и как бы схематично обрисовывает для нас саму суть того подвига, который совершил Божий угодник. Житие — это некая формула, которая дается нам свыше для облегчения такого важного и такого трудного пути к Царству Небесному.

         Чтение житий до появления массовой художественной литературы было одним из любимейших занятий наших предков. Их не только читали, но и — в силу дороговизны писчих материалов — запоминали наизусть, пересказывали и даже писали иконы.

         Так называемые клейма — небольшие миниатюрки, изображавшие тот или иной житийный эпизод. Особенно популярными клейма были в новгородской иконописной школе.

         Житийные сюжеты занимали особое место и в храмовой живописи. Церкви Ярославля, Суздаля, Пскова, деревянные храмы Поморья, казацкие соборы Кубани и Запорожья наполнены этими светлыми изображениями в народном стиле, которые передают любимые нашему сердцу эпизоды из жизни наиболее чтимых русскими людьми святых.