Перейти к основному содержанию
Понедельник, 13 мая 2024, 18:20
Сайт: Сообщество учителей «Клевер Лаборатория»
Курс: Сообщество учителей «Клевер Лаборатория» (Клевер Лаборатория)
Глоссарий: Понятие к уроку ОПК
Ракушин Антон Владиленович Владиленович

Урок 12. Нагорная проповедь

Учитель и ученики

В Евангелии Христа часто называют Учителем. И этому есть простое объяснение: Христос соединил в Себе все необходимые качества учителя. Он Сам, как Бог, явился Источником преподаваемых Им духовно-нравственных истин. Как Человек, Он в полноте воплотил их в Своей жизни. Кроме того, Он показал совершенное владение тем, что можно назвать методами и методиками преподавания, то есть способность донести божественные истины как для простых людей, так и для людей весьма образованных, в зависимости от их внутреннего устроения и состояния.

У Христа появилось множество учеников. Среди них можно отметить 12 особо приближенных, а также 70. Важно отметить, что ученики Христа были не просто пассивными слушателями. Они стали последователями Христа, а некоторые из них — апостолами, то есть посланниками в мир с благой вестью о Христе и том, что «приблизилось Царствие Божие» (см. Евангелие от Луки, 10-я глава, 9-й стих).

Быть учеником Христа это свободный жизненный выбор, который постоянно требует подтверждения от христианина.

На горе

Свою самую известную проповедь, содержащую основы всего Его нравственного учения, Господь Иисус Христос произнес с горы. Именно поэтому эта проповедь получила название Нагорной. В действительности Гора блаженств (от начальной части проповеди — заповедей блаженств) является холмом, высотой 125 метров. Но, тем не менее, это именно возвышенное место. Его выбрал Христос для передачи людям Своего учения.

Фрагмент росписи собора в Копенгагене (Дания). Автор - художник Хенрик Олрик.

Заповеди блаженства

Центральное место Нагорной проповеди занимают Заповеди блаженства. В отличие от Десяти заповедей в Ветхом Завете, новозаветные заповеди не являются четкими повелениями или запретами определенных действий или желаний. Десять ветхозаветных заповедей, в первую очередь, ставят нравственные границы, в пределах которых необходимо находиться человеку. А Заповеди блаженств не ставят границ. Они указывают на внутренние духовно-нравственные качества человека, которые позволяют ему достигать единения с Богом.

Эти заповеди напоминают «рецепты» блаженства подлинного счастья, которое дается только от Бога.

Рассмотрим каждую из девяти заповедей.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 3-й стих).

Православные христиане считают, что «нищета духовная» — это смирение. Под ним понимается духовная сила, способность человека поставить в центр своей жизни не себя, а Бога. Это победа над своим эгоизмом. Смиренный человек осознает, что всё доброе в нем — от Бога. Духовно нищий в евангельском тексте — не просто неимущий, но и — просящий (как нищий на паперти). Он постоянно обращается к Богу с просьбой о помощи («Помоги мне стать милосердным! Помоги стать терпеливее» и т. д.). Именно такие люди обретают внутри себя Царство Божие состояние единения с Богом. И именно такие люди, по словам Христа, войдут с Ним в вечную жизнь.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 4-й стих).

Здесь имеется в виду не плач от обиды, злости, неоправданных ожиданий, физической боли. Речь идет о покаянном плаче о своих грехах и плаче сострадания к другим людям. Господь подаст прощение грехов и утешение в скорби.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 5-й стих).

Кротость — тихое расположение духа, когда человек ко всему относится спокойно, ничем не раздражается, не гневается, не платит злом за зло. Кроткий человек терпеливо переносит несправедливость, прощает обиды людям. Главный пример кротости для христиан — это Сам Христос, Который сказал о Себе: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток есть и смирен сердцем» (Евангелие от Матфея, 11-я глава, 29-й стих).

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 6-й стих).

Слова Христа свидетельствуют: не может быть подлинного счастья без правды. Христиане призваны настолько сильно стремиться обрести правду, насколько хочет есть голодный и пить жаждущий. Правда, Истина для христиан — это и есть Сам Бог и Его воля. А всё, что от Него и Его воли отклоняется, что искривляется, — есть неправда, ложь.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 7-й стих).

Каждый человек может совершить ошибку, а иногда и сознательное неправильное действие, называемое грехом. Кроме того, человек может оказаться в трудных обстоятельствах и нуждаться в помощи. И в первом, и во втором случае христиане призваны проявлять к таким людям милость — прощение, сочувствие, сострадание, помощь, поддержку. Проявляя милость, христианин взращивает в себе добродетель милосердия (от «милостивое сердце») — постоянное качество души, выражающееся в проявлении добра по отношению к другим людям. Поступая так, христиане, по слову Христа, могут надеяться на милость Бога к ним.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 8-й стих).

Чистота души от власти греховных привычек — страстей (тщеславия, гордости, зависти и т. д.), чистота помыслов и чувств открывает внутреннему взору человека духовное видение Бога.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 9-й стих).

Миротворец — это не тот, кто находится «между» враждующими, а тот, кто побеждает первопричину распрей, кто вносит подлинный мир в отношения. Истинное миротворчество — это всегда жертва, всегда подвиг. Миротворец, в первую очередь, несет мир в своем сердце. Главный Миротворец — Сам Христос, примиривший людей и Бога («Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир» (2-е Послание апостола Павла к Коринфянам, 5-я глава, 19-й стих).

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 10-й стих).

Поступающие по правде — высоким нравственным человеческим нормам, а тем более по высшей, божественной Правде, — чаще всего не принимаются обществом. Люди, строящие жизнь исключительно по своей или чужой человеческой воле, как правило, снижают «планку» нравственности для себя. При этом носители высоких нравственных идеалов являются помехой, неудобством для них. Поэтому общество часто отторгает таких «неудобных» людей. Но именно изгнанные за правду, по словам Христа, становятся носителями Царства Божия внутри себя, как на земле, так и в грядущей вечности.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 11-й стих).

Среди изгнанных за правду есть изгнанные и пострадавшие собственно за веру во Христа. Гонения на христиан были и в первые века — в Римской империи, и в ХХ веке — в Советском Союзе, и даже в наши дни. Многие христиане в эти периоды принимали мученическую кончину от гонителей. Но все христиане помнят и знают слова Христа: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 12-й стих).

Нагорная проповедь Горельеф над западными дверями Исаакиевского собора. Санкт-Петербург

Христиане — соль земли и свет мира

Своих учеников — апостолов, а через них и всех христиан, — Христос называет солью земли и светом миру. Он поручает им особую миссию: нравственно сохранять и духовно просвещать мир. В первую очередь, примером своей твердой искренней веры в Бога, а также примером жизни по заповедям Христа.

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 16-й стих).

«Не нарушить пришел Я, но исполнить»

Христос не нарушает данный в Ветхом Завете нравственный Закон. Он исполняет его — доводит до совершенной полноты. Так, заповедь «Не убивай» усиливается Христом, Который учит не гневаться напрасно. Заповедь «Не прелюбодействуй» Христос дополняет так, что разрушать любовь нельзя даже в мыслях, призывает быть нравственно чистым, целомудренным и сохранять семью даже в тяжелых обстоятельствах. Христос призывает любить даже своих врагов.

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 44–45-й стихи).

Эту часть проповеди Христос завершает словами:

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея, 5-я глава, 48-й стих).

Христианин призван к нравственному совершенству, которое невозможно достичь естественным образом и своими силами. Только в живой связи со Христом, при Его благодатной помощи это становится возможным. Средствами для этого становятся молитва, чтение Священного Писания, участие в Таинствах Церкви, творение дел милосердия.

Внешнее и внутреннее

Далее Христос говорит о деле милости, молитвы и поста как не о внешних, творимых ради похвалы и напоказ, а о внутренних действиях. Видеть их должен только Бог, а не другие люди.

«Молитесь же так...»

Молитва — это обращение ума и сердца к Богу. По словам Христа, Бог прежде прошения человека знает, то, что человеку необходимо. Молитва же нужна самому человеку. Через нее он показывает Богу, что уповает на Него. В молитве человек вручает себя в волю Бога.

Христос дает христианам образец молитвы. Она называется «Молитвой Господней» или «Отче наш» по первым ее словам. Православные христиане стараются выучить ее наизусть и молиться ею при любой возможности. Отсюда пошла поговорка «Знать как «Отче наш».

По-церковнославянски эта молитва звучит так: 

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Истинное сокровище

Христос говорит: 

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа (ржавчина. — Ред.) истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея, 6-я глава, 19–21-й стихи).

Если человек слишком привязывается к земным вещам, его неизбежно ждут разочарования. Если же земные вещи он рассматривает лишь как возможные средства достижения истинной цели — соединения в любви с Богом и другими людьми, то разочарование его не постигнет, а наоборот, он обретет «истинное сокровище».

«Никто не может служить двум господам»

Христос предостерегает христиан от «двойных стандартов»: с одной стороны позиционировать себя верующим во Христа, а с другой стороны, жить не по-христиански. В частности, серьезным соблазном для Своих последователей Христос называет стремление к богатству и земному благополучию.

 «Ищите же прежде Царствия Божия...»

Прежде всего Христос призывает искать вечных ценностей, главного в жизни: «Царствия Божия и правды Его» (Евангелие от Матфея, 6-я глава, 33-й стих). Всё же остальное, необходимое для жизни, приложится христианину. Не автоматически, не без усилий, но главное, по воле Божией и с Его помощью.

«Не судите, да не судимы будете»

Христос призывает Своих учеников не осуждать других людей. Только наблюдение за чистотой своей души, искоренение собственных грехов дает возможность человеку помочь другому избавится от его недостатков.

В. Д. Поленов. Палестина. Нагорная проповедь

Золотое правило нравственности

Далее Христос говорит слова, которые в этике имеют название «золотого правила нравственности».

«Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея, 7-я глава, 12-й стих).

Это правило в положительной или отрицательной форме (как не хотите..., так не поступайте...) известно во многих религиях и философских системах. Но именно Христос наполнил это правило предельным содержанием. Если христианин хочет, чтобы ему помогали, прощали, любили, то и он призывается первым делать так.

Тесные врата, узкий путь

Путь христианина, по слову Христа, является узким. Христианин призывается утеснять себя: свои желания, стремления, действия. Но как ни парадоксально, именно шествие «узким путем через тесные врата» делает человека подлинно свободным и счастливым.

Церковь Нагорной проповеди на горе Блаженства возле озера Киннерет

Не всякий

Христос говорит: 

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Евангелие от Матфея, 7-я глава, 21-й стих).

Факт крещения и принадлежность к христианской вере не дает человеку автоматически «билет» в Царство Небесное. Христианин призван исполнять в жизни заповеди Христа.

Иначе, как говорит Христос, «здание» его жизни, не стоящее на камне Истины, рухнет.

«И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий» (Евангелие от Матфея, 7-я глава, 28–29-й стихи).


Урок 13. Евангельские притчи

Не напрямую

Не все люди способны воспринять высокие духовные истины, если их излагать прямо. В таком случае они остаются внешними для этих людей. Поэтому Христос, как Учитель, чтобы помочь людям в усвоении Своего учения, часто доносил его в форме притчи.

Притча — это краткий нравоучительный рассказ или высказывание с использованием образов и метафор. 

В отличие от слушателя басни, слушателю притчи предлагается, как правило, самому сделать нравственный вывод. 

Притчи Христовы не делают духовную истину очевидной. Наоборот, они предполагают определенный труд по ее принятию и усвоению. Притчи Христовы, в которых использованы близкие и понятные слушателям образы, способны воздействовать на человека многопланово — не только на ум, но и на сердце. 

Эти притчи всегда актуальны для любого человека в любое время и эпоху. Они побуждают задуматься и соотнести их содержание со своей жизнью. Также помогают найти значимые смыслы, которые в разное время для одного и того же человека могут открыться с новой глубиной.

О сеятеле, семени, земле, всходах и плодах

Первая притча, которую рассказывал Господь, — это притча о сеятеле (см. Евангелие от Матфея, 13-я глава, 3–9-й стихи).

Краткое содержание: сеятель посеял семена, которые упали на различную почву: при дороге, каменистую, в сорняках и добрую. В первых трех случаях семя в итоге не принесло плода. И лишь в четвертом — принесло плод: во 100 крат, в 60 и в 30. 


На основании объяснения этой притчи ученикам Самим Христом Церковь предлагает следующее толкование.

Сеятель — Христос, Который сеет, распространяет по всему свету и во все времена Сам или через посланников Свое спасительное учение — слово Божие. Это слово, как и семя, потенциально несет в себе возможность принести многократный благодатный плод добродетелей (навыка творения добра). Семя (слово Божие) падает на ту или иную по свойствам землю — сердце человека, и в зависимости от этого приносит или не приносит плод.

По отношению к слову Божию сердце человека может:

· совершенно не принять его, словно семя, упавшее при дороге. Враг Бога и людей — диавол, при попустительстве самого человека, похищает из сердца благодатное слово, препятствуя его укоренению и росту;

· с радостью его принять, но потом бросить или предать в обстоятельствах, требующих подвига, терпения, постоянства в стоянии в истине;

· дать ему укорениться и прорасти, но затем позволить заглушить стремлениями и заботами, оказавшимися более важными для человека;

· жить им, хранить и беречь его в чистоте, принося в терпении различных трудных и скорбных обстоятельств плод веры, надежды и любви.

Важно учитывать, что неплодоносная земля — это не приговор и не участь. Всё можно изменить с Божией помощью и собственными усилиями. 

Господь возглашает: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Евангелие от Матфея, 13-я глава, 9-й стих)

Он призывает вникать в суть Его слов, предпринять труд по их усвоению. Человеку важно честно посмотреть вглубь себя, в свое сердце и поразмышлять, к какой категории он может отнести себя в данный момент, некоторое время назад. В зависимости от этого можно понять, каких духовных даров ему не хватает (доверия, решимости, твердости, чистоты и т. д.), и обратиться к Господу за помощью.

Сокровище и жемчужина

Христос говорит: 

«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Евангелие от Матфея, 13-я глава, 44–46-й стихи).

Эти близкие по значению притчи иллюстрируют слова Христа из Нагорной проповеди: «Собирайте себе сокровища на небе» (Евангелие от Матфея, 6-я глава, 20-й стих) и «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Евангелие от Матфея, 6-я глава, 33-й стих). Главным в жизни для человека становится Христос и Его живительное слово, а всё остальное подчиняется этому.

«Кто мой ближний?» 

На вопрос хорошо знающего ветхозаветные заповеди и установления человека — законника: «Кто мой ближний, которого я призван любить?» Христос произнес притчу, которая получила название «О милосердном самарянине» (см. Евангелие от Луки, 10-я глава, 25–37-й стихи).

Краткое содержание: идя по опасному пути, некоторый человек попал в руки разбойников. Они обокрали и избили его, оставив еле живым. Призванные служить Богу люди прошли мимо несчастного. И лишь иноплеменник с искаженными религиозными взглядами — самарянин — отложил свои дела и вовлекся в беду пострадавшего. Он сделал всё возможное, чтобы тот исцелился.

Именно оказавший милость самарянин, стал, по мнению Христа, ближним человеку, попавшему в руки разбойников.

Диалог с законником заканчивается словами Христа: 

«Иди и ты поступай так же» (Евангелие от Луки, 10-я глава, 37-й стих). 

Смысл этой притчи снова восходит к словам Христа из Нагорной проповеди, «Золотому правилу нравственности» — «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея, 7-я глава, 12-й стих). 

Если человек хочет, чтобы ему в трудной ситуации оказывали милость, он сам первым призван поступать так. Ближним для него становится каждый человек, который встречается ему на жизненном пути. А он, в свою очередь, становится ближним для того, к кому приблизился добрым расположением и делами.


В.И. Суриков. Милосердный самарянин. Из собрания КХМ им. Сурикова

В этом смысле можно сказать, что самым ближним человеку, всегда готовым проявить Свою безграничную милость, является Сам Господь Бог, неравнодушный к любому горю и радости, любящий человека всегда. 

Искать и ждать

У людей, считающих себя праведными, появился ропот на Христа, за то что Он принимает грешных людей благоволит к ним.

В ответ на это Христос рассказал три притчи.

Первые две — притча о заблудшей овце и потерянной монете — имеют сходный смысл (см. Евангелие от Луки, 15-я глава, 4–10-й стихи). 

Христос приводит близкие и понятные слушателям ситуации. В первой — у пастуха пропадает одна овечка из стада. Во второй — женщина теряет мелкую монету. И пастух, и женщина делают всё, чтобы найти пропавшее, и когда находят, устраивают великий праздник.

О пастухе особо сказано, что, найдя овечку, он несет ее, взяв себе на плечи.

Существует тип икон Христа, на которых Спаситель изображен как пастух (по-церковнославянски — Пастырь), держащий овечку, символизирующую христианина, на Своих плечах.


Комментируя эти притчи, Христос говорит: «Так ... бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Евангелие от Луки, 15-я глава, 10-й стих).

Бог ищет все возможности, чтобы вызволить погибающего человека из беды, тьмы греха. И к такой же милости, состраданию и помощи грешнику, то есть, по сути, любому человеку, призывает христиан. 

Третья притча — о блудном сыне.

В ней ситуация потери и нахождения открывается с другой стороны.

Краткое содержание: у отца было два сына. Младший, не дожидаясь смерти отца, просил дать ему долю наследства. Отец выполнил его просьбу. Сын ушел в далекую страну и растратил всё имение. А затем, никому там не нужный, стал терпеть нужду и голод. В конце концов он опомнился и решил вернуться к отцу, попросить прощения и принять наказание. Отец, издалека увидев его, побежал навстречу, обнял и устроил пир. Старший сын вознегодовал на отца. Притча заканчивается словами отца к старшему сыну:  «Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Евангелие от Луки, 15-я глава, 31–32-й стихи).

62.%D0%91%D0%BB%D1%83%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D1%8B%D0%BD%20%D0%B2%20%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F%D1%85%20%D0%BE%D1%82%D1%86%D0%B0.png

Доре Поль Гюстав. Блудный сын в объятиях отца. 

Под отцом в этой притчи Церковь понимает Самого Бога, Который до конца ждет покаяния согрешившего человека. Видя хотя бы малейшее движение навстречу, Он снисходит к нему. 

Бог использует все возможности для спасения человека. Он и активно ищет его, то есть предлагает любую возможность, чтобы сердце человека откликнулось. Он и ждет, пока человек, видя, к чему привело его падение, оттолкнется от «дна» и начнет путь обратно к Богу. 

Гордость и смирение

Видя, как некоторые были уверены в своей праведности и уничижали других, Христос привел притчу, которая получила название «О мытаре и фарисее» (см. Евангелие от Луки, 18-я глава, 10–14-й стихи). 

Краткое содержание: в Иерусалимский храм пришли помолиться два человека — фарисей (представитель религиозного общества, старающегося жить праведно, но, как правило, только внешне) и мытарь (сборщик податей для римской власти). Фарисей благодарил Бога за то, что он не такой, как прочие грешники, в том числе этот мытарь. Далее фарисей перечислил свои заслуги пред Богом. Мытарь, не смея поднять лица, сокрушенно просил Бога о помиловании. Христос заключает, что второй вышел более оправданным, чем первый.

Фарисей благодарит Бога. Но предметом его благодарности становится не данная Богом возможность воздержаться от тяжелых грехов и творить добрые дела. Он благодарит за отличие от других людей. Он проявляет тяжелейшие пороки — гордость, тщеславие и осуждение. 

Мытарь же являет необходимое для спасения качество — смирение. Он никого не осуждает, ни перед кем не превозносится.

Молитва мытаря: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Евангелие от Луки, 18-я глава, 13-й стих) вошла в состав утреннего молитвенного правила, предлагаемого Церковью христианину.

Бог смотрит не на заслуги человека, а на его сердце. Каждый человек грешен перед Богом. Человека оправдывают в глазах Божиих сознание собственной греховности и искреннее покаяние. Никакие добродетели, сколь ценны они ни были бы сами по себе, не могут быть поставлены человеком себе в заслугу. Спасение человека зависит не от суммы его заслуг, а от милости Божией.

Таланты

Особый цикл притч Христовых — Иерусалимские притчи, произнесенные Христом практически накануне Своих страданий. В последних из них Он призывает духовно бодрствовать. Такова притча о талантах.

Краткое содержание: господин рабов перед отъездом, видя внутренние возможности каждого раба, дал им определенное количество талантов (талант — крупная денежная единица) с тем, чтобы они использовали их в дело. Двое рабов свои таланты приумножили, а третий, получивший талант, — закопал его в землю, за что и был осужден господином. Первых же рабов за верность в малом господин решил поставить над многим и приблизил к себе. Талант же «ленивого» раба отдается имевшему более всего талантов. 

Под человеком, который, призвал своих рабов и поручил им свое имение, Господь подразумевает Себя. Рабами могут считаться ученики Христа, но может и каждый человек, которому Господь доверяет жизнь с ее многочисленными возможностями раскрыть в себе образ Божий. 

Под талантом могут быть поняты как способности к творению добрых дел (добродетели), так и различные духовные, душевные и иные дарования и возможности. Непрестанно раскрывая их, человек призван служить Богу и ближнему, а не себе. Среди всех талантов самым великим сокровищем является любовь. 

Человек — не владелец своего «таланта». «Талант» принадлежит Богу. Например, дар любви изначально принадлежит Богу, поскольку Он Сам есть Любовь, Сам является источником Любви и любит каждого человека. Потому перед Богом надлежит держать ответ за использование «талантов», вверенных Господом.

Господь долготерпелив. Он дает человеку время принести духовный плод от «употребления в дело» своих «талантов». Об этих плодах говорит апостол Павел: 

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Послание апостола Павла к Галатам, 5-я глава, 22–23-й стихи).

Пути жизни человека только два: либо к Богу, либо от Него. Невозможно сохранять нейтралитет. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Евангелие от Луки, 11-я глава, 23-й стих).

Таким образом, притчи Христовы, ряд из которых был рассмотрен, способны обогатить душу человека и побудить к изменению своей жизни в лучшую сторону.


Урок 14. Крест

Жизнь Иисуса Христа как путь ко Кресту

В соответствии с православным вероучением, в центре подвига Господа Иисуса Христа стоят Его добровольные страдания и смерть на Кресте. 

«На сей час Я и пришел» — говорит Христос (Евангелие от Иоанна, 12-я глава, 27-й стих). 

Эти события не были внезапны и спонтанны. Путь к ним Христос целенаправленно начал с самого Своего рождения. Вся Его жизнь была посвящена не Себе. В каждый ее момент Он исполнял волю Бога Отца — спасти мир от рабства злу. С этой целью Христос учил и совершал чудеса. Но и то, и другое было лишь подготовкой к главному — отдать Свою жизнь ради того, чтобы открыть возможность избавления от гибели всем людям. 

Христос и израильский народ

Около трех лет с момента Крещения продолжалась проповедь Иисуса Христа, которая фактически разделила израильский народ на несколько частей:

  • те, кто поверил и принял Христа как воплотившегося Бога; 
  • те, кто воспринял Его лишь как великого чудотворца, учителя, а также земного царя, который свергнет владычество Рима и восстановит могущество Израиля;
  • те, кто колебался во мнении;
  • те, кто прямо возненавидел и воспротивился Христу.

Принявшие Христа как воплотившегося Бога становились Его учениками. Они кардинально меняли свою жизнь: внутреннюю (начинали жить по евангельским заповедям, наполняли свою жизнь Самим Христом), а зачастую и внешнюю: путешествовали со Христом, проповедовали Евангелие (благую весть о спасении).

Представители религиозных течений (книжники, фарисеи, саддукеи) и первосвященники, обличаемые Христом за лицемерие, неверие и беззаконие, всё более и более озлоблялись и противились Ему. В их кругах созревало решение убить Христа. 

Величайшее чудо

Окончательно это решение у первосвященников созрело после совершения Христом невиданного до того чуда.

Христос воскресил Своего умершего друга Лазаря. Это было не первое чудо воскрешения, совершенное Христом. Но в отличие от предыдущих двух случаев, тело Лазаря находилось во гробе целых четыре дня и начало разлагаться.

«Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе...
Он (Христос. — Ред.) воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Евангелие от Иоанна, 11-я глава, 38–39-й; 43–44-й стихи).


Джотто ди Бондоне. Воскрешение Лазаря

Многие из бывших рядом, увидев это чудо, уверовали во Христа. Известие о чудесном событии распространилось очень быстро. Начальники же Израиля собрали совет, на котором окончательно решили убить Христа. 

Торжественная встреча

Христос мог избежать смерти, но Он добровольно пошел ей навстречу. Христос направился в Иерусалим — столицу Иудеи, где через несколько дней должен был отмечаться праздник ветхозаветной Пасхи в память чудесного избавления Израиля от египетского рабства. 

Его вход в город был торжественным. 

«Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! (спасение. — Ред.) Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!» (Евангелие от Марка, 11-я глава, 8–10-й стихи).


Вход Господень в Иерусалим. Церковь Святой Троицы, Бутте, США

Люди уже знали о сотворенном Им великом чуде воскрешения Лазаря и встречали Его как Царя. Но, в основном, — как царя земного. А Он шел открыть людям путь в Царство Божие, которое, как Он Сам говорил, — «не от мира сего» (см. Евангелие от Иоанна, 18-я глава, 36-й стих).

В честь Входа Господня в Иерусалим установлен церковный двунадесятый праздник (один из двенадцати главных праздников). В России вместо пальмовых ветвей Христа встречают с ветками вербы. Отсюда народное название праздника — Вербное воскресение. 

Страстная неделя (седмица). Восхождение на Крест

Следующие за этим событием дни называются в Церкви Страстной седмицей. Это название происходит от слова «страсть», одно из значений которого в переводе с церковнославянского языка — страдание. Событийно Страстная седмица — последние дни земной жизни Иисуса Христа, события которых прямо или косвенно связаны с Его страданиями и смертью на Кресте. 

Понедельник

Христос, проголодавшись, увидел смоковницу (инжир) всю в листьях. Листья же на этом дереве появляются позже плодов. Следовательно, плоды должны были уже быть. Но их не оказалось. По повелению Христа смоковница засохла, как не оправдавшая Его ожиданий.

Смоковница символизирует, в частности, человеческую душу, призванную приносить плоды любви, веры, добрых дел. Бесплодна та, у которой не нашлось этих плодов тогда, когда они оказались нужны. 

Вторник

Христос произнес несколько обличительных притч против книжников, фарисеев и первосвященников. Основной смысл этих притч состоит в том, что те, кто был призван служить Богу, не исполнили своего призвания, а наоборот, воспротивились и предали Его. 

Христос призывает слушающих Его к постоянному духовному бодрствованию. 

Среда

Один из двенадцати ближайших учеников Христа, Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и выразил готовность предать Его за тридцать сребреников. Причиной такого поступка Иуды Церковь называет страсть сребролюбия — стремление к деньгам, богатству. Здесь слово «страсть» используется в другом значении — сильное порабощающее душу греховное влечение; зло, вошедшее в навык. Земное, материальное для Иуды оказалось более ценным, чем небесное, духовное.

Четверг

В этот день Христос собирался с учениками на особый ужин. Он получил название Тайной вечери. Тайной — в значении «таинственной». Именно здесь Христос устанавливает Таинство Причащения, или Евхаристии (благодарения). Он подает ученикам хлеб — Свое Тело и вино — Свою Кровь.

Каждый раз, когда в Церкви совершается Таинство Причащения, принимающие Тело и Кровь Христовы (Святые Дары) духовно являются участниками той самой Тайной вечери.


Состоялась прощальная беседа Христа со Своими учениками (кроме ушедшего на исполнение предательского замысла Иуды). Христос дал им новую заповедь: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Евангелие от Иоанна, 13-я глава, 34-й стих). 

Христос наполнил заповедь о любви совершенно новым содержанием — жертвенностью, служением, самопожертвованием.

Зная, что Его ждет в самое ближайшее время, и смертельно скорбя, Христос молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Евангелие от Матфея, 39-й стих). Он показал подчинение Своей человеческой воли — Богу.

Пятница 

Воины под предводительством Иуды взяли Христа под стражу. Над Ним состоялся суд у первосвященников, на котором Он был признан повинным смерти. Однако решение о смертном приговоре должна была вынести римская власть. Ее представитель Понтий Пилат, не видя вины во Христе и понимая, что Его хотят предать смерти из зависти, всё же пошел на поводу у иудейских начальников и народа, который по наущению первосвященников кричал: «да будет распят» (см. Евангелие от Матфея, 27-я глава, 22-й стих).

Самой страшной и позорной казнью было распятие на кресте. И именно такой казни был предан Иисус Христос. Он был бит; прошел крестный путь, неся Крест к месту казни — горе (холму) Голгофа (что значит «Лобное место»); был распят между двумя разбойниками, один из которых принес покаяние. После тяжелейших страданий Христос умер.


Голгофа в монастыре Святого Креста в Иерусалиме 

Тело Христа двумя благочестивыми людьми, Никодимом и Иосифом Аримафейским, было снято с Креста, обвито погребальным покрывалом (плащаницей), положено во гроб (в пещеру) и заложено тяжелым камнем.

Но это не было концом. Христос умер. Но в третий день Он воскрес из мертвых. А Крест из орудия казни стал символом победы добра над злом и жизни над смертью. 

Крест в жизни христианина

Поклонению Кресту есть особое время в церковном богослужении: Изнесение честных древ Креста Господня (14 августа), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Крестопоклонная неделя (4-я седмица (неделя) Великого поста) и, наконец, Великая пятница (пятница Страстной седмицы).

Крест Христов является главным символом христианства. Каждый христианин носит и бережно хранит его, а также осеняет себя крестным знамением. Он — знак победы над злом и грехом. Крест Христов укрепляет каждого христианина в несении собственного креста — трудностей, скорбей  и испытаний на пути к Богу.


Урок 15. Пасха

Великая суббота

Претерпев крестные страдания, Христос умер. Тело Его было снято с Креста двумя благочестивыми людьми, Никодимом и Иосифом Аримафейским, обвито погребальным покрывалом (плащаницей) и положено в новый гроб (в пещеру). Гроб был завален тяжелым камнем. Священное Писание говорит, что свидетелями этого были некоторые женщины, последовательницы Христа. Они возвратились, приготовили благовония для того, чтобы излить их на тело, но «в субботу остались в покое по заповеди» (Евангелие от Луки, 23-я глава, 56-й стих). 

Четвертая заповедь Декалога (десяти заповедей Ветхого Завета) говорит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Книга Исход, 20-я глава, 8–11-й стихи).

Церковь в своем учении и богослужебных текстах проводит параллель между теми делами, которые совершал Бог, творя мир, и тем делом спасения людей от рабства злу и греху, которое совершил воплотившийся Бог Иисус Христос. В Субботу, названную Великой, или Страстной, Он почил от дел, уснув Своим телом. Для христиан — это день сугубой молитвы и напряженного ожидания. День как скорби, так и надежды. 

О Христе в Субботний день говорится в церковном песнопении. «Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю с разбойником (благоразумным, обратившимся ко Христу с мольбой. — Ред.) и на престоле был Ты, о Христе, со Отцом и Духом, всё наполняя, неописуемый».

До Воскресения Христа душа каждого человека после смерти сходила во ад (с греч. — место, лишенное света). Сошла в ад и душа Христа, освятив ад светом Его божества. Христос вывел из ада души праведников и воскрес из мертвых, победив смерть.

 

На иконе «Сошествие во ад» — основной иконе Праздника Воскресения Христова — это событие показано так: Христос, окруженный светом, Своими ногами попирает двери ада. За руки Он держит первых людей — Адама и Еву, освобождая их. 

Утро воскресения

Евангелие сообщает, что те женщины, которые были до конца со Христом и которые были названы Церковью мироносицами (от «миро» — благовонное масло), в день, получивший потом название «воскресение», с самого раннего утра пошли ко гробу помазать специальными ароматами тело Христа. Они сделали это не из ритуальной и обрядовой необходимости, а чтобы засвидетельствовать Ему свою любовь. Только подходя, они задумались, кто отвалит им камень от гроба. Но, придя ко гробу, они нашли камень лежащим рядом. На камне они увидели ангела, возвестившего им о воскресении из мертвых Христа.

Николай Ге. Вестники воскресения

Жены-мироносицы уверовали в Воскресение Христово и с поспешностью отправились к ученикам, чтобы рассказать об этой удивительной вести. Однако многие ученики сначала не поверили их словам. 

Христос Воскресший 

Первым в Евангелии упоминается явление воскресшего Христа Марии Магдалине — одной из мироносиц. Однако Священное Предание доносит, что всё же первое явление Воскресшего было Его Пречистой Матери. 

В тот же день Христос явился десяти ученикам, утверждая их в вере. Одного из учеников — Фомы — не было с ними. Когда же ему рассказали о том, что видели Господа, он не поверил и сказал, что не будет иметь веры, пока не вложит руки в Его раны от гвоздей и пронзенные копьем ребра. 

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Евангелие от Иоанна, 20-я глава, 26–29-й стихи).

Выражение «Фома неверующий» — не точное по отношению к апостолу. Он не был неверующим. Наоборот, он горячо любил Христа. В его сердце вкралось недоверие к апостолам, еще слабым и непостоянным. Господь же поддержал Своего дорогого ученика. Церковь утверждает, что Христос, подобно апостолу Фоме, помогает каждому искреннему человеку обрести веру. 

И хотя воскресший Христос вкушал пищу с учениками, в этом у Него уже не было нужды, потому что тело Его стало преображенным, то есть обладающим иными качествами, главное из которых — нетление (неподверженность смерти, разрушению, физическим потребностям (в пище, питии и др.). Также Христос мог быть неузнанным, невидимым, способным преодолевать расстояния и преграды. 

Вознесение Господне

Евангелие говорит о неоднократном явлении воскресшего Христа ученикам и ближайшим Ему людям в течение сорока дней. Он дал им важные последние наставления. А на сороковой день, сказав: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Евангелие от Марка, 16-я глава, 15–16-й стихи), Он вознесся на небо к Богу Отцу. Тем самым Он завершил Свою спасительную миссию, с которой пришел на землю.

 

Христос вознес человеческую природу к Богу. Благодаря этому и верующие через связь с Ним обретают такую степень единения с Отцом Небесным. Он открыл путь каждому в Царство Божие. Верующий во Христа и живущий по Его воле ожидает своего воскресения из мертвых в теле, подобном телу воскресшего Христа, и имеет надежду быть с Ним всегда.

Праздников Праздник

Воскресение Христово — главный церковный праздник. Его называют «праздников праздник и торжество из торжеств». Другое название Воскресения Христова — Пасха. 

Пасха, которую мы празднуем — Новозаветная, — связана с Ветхозаветной. Ветхозаветная Пасха (от евр. «прохождение мимо», «избавление») была связана с избавлением израильского народа от египетского рабства. Новозаветная же Пасха знаменует победу жизни над смертью, избавление людей от власти зла и греха.

Празднику Пасхи предшествует Великий пост (в общей сложности — 48 дней).

Накануне Праздника в храмах освящается пасхальная пища — творожные пасхи, куличи и яйца. Пасхальная пища также имеет духовный смысл торжества жизни. 

Главное богослужение Пасхи совершается ночью. Священнослужители и верующий народ обходят храм с песнопением (по-церковнославянски)

 «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». 

Крестный ход символизирует собой шествие мироносиц ко гробу Христа. Двери храма закрыты, как двери гроба. На церковном крыльце поется пасхальный тропарь (по-церковнославянски)

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех (умершим. — Ред.) живот (жизнь. — Ред.) даровав». 

Затем двери открываются, и все верующие, ликуя, входят в храм. 


Главное приветствие Пасхи: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»

Православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин и сохранить пасхальную радость в своем сердце, исполняя заповеди Христа. 


Урок 19. Церковнославянский язык

Язык богослужения

У Православной Церкви на территории России Болгарии, Сербии, Белоруссии, Украины, а также ряда других государств существует особый язык богослужения — церковнославянский. 

Как уже отмечалось в теме «Как христианство пришло на Русь», его родоначальниками стали в IX веке святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.


Их целью было донести до славян (изначально Великой Моравии) основы православной веры и богослужения на понятном им языке.   

Для этого Кирилл и Мефодий:

· создали славянскую письменность, которой ранее не существовало. В частности, был составлен ее алфавит. Нет однозначного мнения о том, какой из двух славянских алфавитов — глаголица или кириллица — был создан святыми братьями. Так, нередко полагают, что глаголица была создана ими, а кириллица уже их учениками. Существует также точка зрения, что оба алфавита были созданы святыми Кириллом и Мефодием, но в разное время. В любом случае кириллица и глаголица тесно связаны друг с другом. На Руси основное распространение получила кириллица. 

· Перевели Священное Писание и богослужебные книги с греческого на славянский язык. При этом для обозначения высоких понятий брались славянские слова, выражающие обыденные вещи, так как других фактически не существовало. Так, под словом «дух» в славянском языке понималось физическое дыхание. В церковнославянском языке оно стало выражать высшую часть души, ангельскую природу и, в конечном итоге, Самого Бога. Язык и тексты на церковнославянском языке давались народу в определенном смысле «на вырост».

· Проводилось обучение новому языку. В частности, была создана школа для местных священнослужителей.

Таким образом, у славян появился особый язык для богослужения, молитвы и выражения церковного учения.

На Русь церковнославянский язык пришел фактически вместе с православным христианством. В течение тысячелетия он трансформировался и в определенной степени адаптировался к языковой культуре народа.

Сейчас в России в подавляющем большинстве храмов богослужение совершается на церковнославянском языке. На нем же традиционно совершают личное молитвенное правило православные христиане. Это не отменяет возможности возносить молитвы к Богу своими словами на русском или другом языке. 

Пережиток прошлого или живое богатство?

Людям, которые только начинают приобщаться к православному богослужению, зачастую многое в его текстах остается непонятным. Это нередко приводится в качестве одного из аргументов в пользу перевода богослужения на русский язык.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, зная такой аргумент, считает, что перевод всего богослужения, сокращение его частей и другие подобные реформаторские действия не принесут пользы. Он отметил: 

«Главная сложность в понимании мирянами (православными христианами не в священном сане. — Ред.) богослужебных текстов проистекает из самого их содержания, из высоты догматического учения, поэтических особенностей и насыщенности библейскими образами, которые непросто понять тем, кто обладает поверхностными знаниями о церковном учении и о библейской истории. Поэтому важнейшая задача для священников — это через просвещение прихожан помочь им понимать содержание и смысл православного богослужения» (см. доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2019 года).

Таким образом, русификация богослужения не решит автоматически проблему сложностей в понимании богослужения, а с другой стороны — обеднит его, поскольку русский язык, при всем своем богатстве, не способен адекватно отразить все смыслы и красоту, передаваемые церковнославянским языком. 


Для поддержки в освоении церковнославянского языка существует учебная и вспомогательная литература: словари, толковые молитвословы и другие материалы. Ниже — ссылки на некоторые из них. 

Толковый православный молитвослов: https://azbyka.ru/molitvoslov/tolkovyj-pravoslavnyj-molitvoslov.html 

Полный церковнославянский словарь: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/polnyj-pravoslavnyj-tserkovnoslavjanskij-slovar/ 

О. А. Седакова. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-trudnyh-slov-iz-bogosluzhenija-tserkovnoslavjano-russkie-paronimy/

Церковнославянский язык в таблицах: https://azbyka.ru/cerkovnoslavyanskij-yazyk-v-tablicax 


Урок 30. Суд Божий и суд человеческий


Фреска "Страшный Суд " в Успенском Соборе во Владимире. Прп. Андрей Рублев

Ответственная миссия

Православное христианство учит, что Всесовершенный Бог создал человека по Своему образу — с разумом, даром слова, свободной волей, творческими способностями. В течение земной жизни он призван раскрыть этот образ и уподобиться Богу, Который есть Любовь и Источник всякого добра. Поэтому человек предназначен творить добро и совершенствоваться в любви. Причем православные христиане верят, что в полной мере это невозможно осуществить самостоятельно, в отрыве от Бога. Только любя Бога, находясь с Ним в общении, человек может исполнить и свою ответственную миссию, порученную Богом — являть и умножать любовь в мире.

Грехопадение человека исказило его природу, разрушило состояние единства с Богом, принесло в земную жизнь страдания и смерть. Изначальное задание — уподобляться Богу в любви — стало выполнимо лишь в очень ограниченной мере. Единственное, что он мог, — это направить вектор своей жизни к Богу, стараться ограничить в себе грех, стремиться творить добро. Однако даже жизнь праведных людей оказалась безмерно далека от первоначального замысла Бога. Вместе с тем еще Адаму и Еве было обещано о приходе в мир Спасителя, который воссоединит разорванную связь между Богом и человеком. Этим Спасителем стал воплотившийся Бог Сын — Господь Иисус Христос. Христос явил полноту милосердия и жертвенной любви к людям и открыл путь к этим добродетелям для каждого. Со Христом человек вновь обрел возможность единения с Богом и достижения духовного и нравственного совершенства.

Блаженство и мука

Как уже было отмечено, следствием грехопадения стало то, что земная жизнь человека завершается теперь физической, телесной смертью. Вместе с тем, по православному представлению, душа человека не умирает с телом, а ожидает того момента, когда по образу воскресшего Христа все люди воскреснут (восстанут). Это значит, что души людей вновь соединятся со своими уже обновленными, нетленными (неразрушимыми) телами. Дальше для бытия людей последует уже не временное — изменяющееся, а вечное — неизменное состояние. Для одних этим состоянием будет вечная жизнь (блаженство), а для других — вечная мука.

Нередко обещанное Богом блаженство понимают в категориях земных наслаждений, а Его предостережение о муках –– в категориях физических страданий. Однако речь идет о другом. Вечная жизнь, блаженство понимается православным христианством как вечное пребывание в единстве с Богом, во свете Христовом, а вечная мука — как лишение навсегда возможности Богоообщения, приобщения к Божественному свету.

Страшный суд и его критерий

Окончательное разделение людей на наследующих вечную жизнь, блаженство и отсылаемых в вечную муку именуется Страшным судом. Этот Суд будет осуществлен Христом с участием Божией Матери, святого Иоанна Крестителя, святых Апостолов и всех святых людей и Ангелов.

Христос в Евангелии (Евангелие от Матфея, 25-я глава, 31–46-й стихиназывает четкий критерий этого Суда. Им оказываются — добрые дела, проявление милосердия и любви, т. е. то, что и составляет миссию человека в мире.


Страшный суд. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Равенна (Италия)

Разве может Бог, Который есть Любовь, судить?

Такой вопрос часто можно услышать. И Православие отвечает утвердительно. Но Бог-Любовь судит судом любви: тот, кто в этой жизни проявлял милосердие и жертвенную любовь, — соединяется навеки с Любовью, а тот, кто милосердия и любви не проявлял, — с Любовью быть вместе не может.

«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога... Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь», — говорит один из ближайших учеников Христа — апостол Иоанн Богослов (1-е Соборное послание апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 4-я глава, 7–8-й стихи).

Как проявить милосердие?

Само понятие «милосердие» предполагает милующее, доброе сердце, открытое к другому человеку. Начинается милосердие с сочувствия или сострадания другому. Оно — не просто внешнее исполнение добрых дел, а именно, в первую очередь, обращенность к человеку и его нужде. Однако одним внутренним сочувствием милосердие тоже не ограничивается. Оно должно выразиться в конкретном деле: материальном и/или духовном.

В указанном евангельском отрывке о Страшном суде Христос приводит примеры того, как можно проявить милосердие: напитать голодного, напоить жаждущего, помочь бездомному, посетить больного или находящегося в заключении и сделать другие подобные дела нуждающимся людям. Кроме того, делом милосердия может быть молитва, слова утешения и поддержки, простое пребывание рядом с человеком.

Причем сделать это кому-то означает фактически сделать Самому Христу. А отказаться от такой помощи — значит не сделать это Христу.

Господь каждому человеку, как обеспеченному, так и не очень состоятельному, дает посильную возможность для проявления милосердия — как к самым родным людям, так и менее близким. Но и те, и те — ближние для человека вне зависимости от его, пола, социального статуса, национальной и религиозной принадлежности (см. Притчу о милосердном самарянине (Евангелие от Луки, 10-я глава, 25–37-й стихи) в теме «Евангельские притчи»»).

В Русской Православной Церкви существует Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, координирующий это важнейшее направление по всей территории Русской Православной Церкви. При Отделе действует православная служба помощи «Милосердие», которая оказывает как материальную, так и иные виды помощи (оформление документов, уборку в квартире, помощь по хозяйству и т. д.). У взрослых есть возможность стать волонтерами этой службы и иных подобных церковных и светских проектов. К некоторым видам помощи (например, подготовке поздравительных открыток, сувениров, упаковке небольших посылок и т. д.) можно привлекать и детей. Имеется подготовленное указанным Отделом методическое пособие по участию детей в делах милосердия.

Возможно для каждого

Приведем примеры двух женщин, живших в России в разное время (одна — во второй половине XIX — начале XX века; другая — примерно веком позже, наша современница). Первая прославлена Русской Православной Церковью в лике святых и при жизни обнаружила высокую чистоту души. Вторая — обычный человек со своими слабостями и недостатками. Но обе они посвятили жизнь служению милосердия к нуждающимся людям. Вероятно, их пример станет поводом для посильного и возможного подражания как взрослым, так и детям.

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета — «белый ангел Москвы» (20.10.1864 18.07.1918)

Родилась в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III. Будучи изначально протестанткой, в 1891 году она после долгого изучения и раздумий приняла православную веру. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Великая княгиня стала посещать московские храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, где видела много страданий. Везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году Русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам.

В феврале 1905 года от разрыва бомбы, брошенной террористом, трагически погиб великий князь Сергей Александрович. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Террорист не раскаялся. Она подала государю прошение о помиловании убийцы, которое, однако, удовлетворено не было.

После этих событий Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большой Ордынке участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

В феврале 1909 года обитель начала свою деятельность. В апреле 1910 года насельницы обители по разработанному специально церковному чину были посвящены в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную (безбрачную) жизнь в труде и молитве. Елисавета Феодоровна была возведена в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир... но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

4.jpg

В Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь. Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского (в монашестве — архимандрита Сергия) и без советов старцев Введенской Оптиной пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала.

С начала Первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

В мае 1918 года великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали и привезли в уральский город Алапаевск. Спутницу Елисаветы Феодоровны инокиню Варвару отпустили на свободу, но она добилась того, чтобы ей дозволили остаться при великой княгине.

5 (18) июля 1918 года Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара приняли мученическую кончину. По основной версии они вместе с другими узниками, в том числе представителями царской фамилии, были тяжко избиты, скинуты в шахту (рудник) и заброшены гранатами.

Несколько месяцев спустя армия адмирала Колчака заняла Екатеринбург и окрестности. Тела мучеников были извлечены из шахты. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были перевезены в Иерусалим. В настоящее время их мощи находятся в храме Равноапостольной Марии Магдалины, относящемся к Русской Православной Церкви.

Память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается в день их мученического подвига 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Подробное житие преподобномученицы Великой княгини Елисаветы можно прочитать здесь.

6053faabef83ee6bfe5cb9ae_6265c00c153f97.61037064.jpg

В настоящее время Марфо-Мариинская обитель милосердия возрождена. О современной жизни обитель можно прочитать здесь.

Елизавета Петровна Глинка — «доктор Лиза» (20.02.1962 25.12.2016)

Родилась в Москве. В 1986 году Елизавета окончила медицинский институт по специальности «детский реаниматолог-анестезиолог».

В 1990 году вместе с мужем и сыном переехала в США. Там она прошла обучение по специальности «паллиативная медицина». Затем на добровольных началах стала работать в хосписе. На протяжении пяти лет Елизавета исследовала деятельность хосписов, изучала, как помогают безнадежно больным людям и облегчают их страдания. Она захотела открыть подобное учреждение в России.

В 1994 году Елизавета Петровна участвовала в открытии Первого московского хосписа, созданного врачом-онкологом Верой Миллионщиковой и английским журналистом Виктором Зоргой.

Вскоре после этого Елизавета с семьей переехала на Украину в связи с работой супруга. Там она продолжила заниматься организацией паллиативной помощи. В 1999 году в Киеве она основала первый украинский хоспис, открытый при онкологической больнице.

Спустя два года Елизавета Глинка снова вернулась в Америку. Оттуда она продолжала курировать работу киевского хосписа. Также Елизавета вошла в правление фонда «Вера», помогавшего хосписам.

В 2007 году, из-за болезни матери, Елизавета Петровна вернулась в Москву. В 2007 году в Москве Глинкой была основана международная общественная организация «Справедливая помощь». Основной сферой деятельности этого благотворительного фонда стала помощь бездомным, неизлечимым больным с онкологией и другими заболеваниями, оставшимся без денег и крова инвалидам и пожилым людям. Елизавета Глинка лично участвовала во всех акциях фонда, приезжала на Павелецкий вокзал, раздавала еду, одежду и лекарства нуждающимся, организовывала оказание бесплатной медицинской и юридической помощи, создание пунктов обогрева для бездомных.

4c557a64f0c03be7f87738083e5971f7?img-format=auto&img-1-resize=height:710

В 2010 году после случившихся в нескольких регионах России волн летних лесных пожаров, вызванных аномальной жарой, Елизавета Глинка организовала сбор средств для помощи пострадавшим.

В 2012 году она вместе с фондом собирала вещи и средства для помощи жертвам наводнения в Краснодарском крае.

С 2015 году во время войны в Сирии доктор участвовала в гуманитарных миссиях, привозила в страну медикаменты, организовывала оказание медицинской помощи нуждающимся.

8 декабря 2016 года Елизавета Петровна Глинка получила Государственную премию за выдающиеся достижения в правозащитной деятельности.

25 декабря 2016 года во время очередной поездки с партией лекарств для сирийского госпиталя Елизавета Глинка погибла в авиакатастрофе. После ее смерти фонд продолжил свою работу.

О Елизавете Глинке подробнее можно узнать из ее интервью православному журналу «Фома» и порталу «Православие.ру».

«Да не судимы будете»

Одной из самых значительных преград на пути к любви и милосердию по отношению к ближним является осуждение — уничижительное мнение и/или высказывание о человеке, пристрастно характеризующее его недостатки. Осуждая, человек выносит самостоятельный суд над другим — он пьяница, он глупец, он подлец и т. д., ставя ярлык и закрывая свое сердце. 

Христос говорит: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Евангелие от Матфея, 7-я глава, 1–5-й стихи). 

Он призывает заботиться, в первую очередь, о своей душе, что даст возможность затем со смирением и любовью помогать другим.


Ф.А. Бруни. Страшный Суд. Роспись в Исакиевском соборе в Санкт-Петербурге

Урок 31. Отечество земное и небесное

Временное и вечное

По православному учению мир не является вечным. Он не всегда был и не всегда будет. Однако человек поставлен Богом в этот мир для того, чтобы его познавать, о нем заботиться, его беречь. Мир является Божиим даром человеку и возможностью раскрывать в себе образ и подобие Божии. Вместе с тем жизнь в этом мире является лишь подготовкой к жизни вечной. Чрезмерная привязанность, пристрастие к земным, временным вещам становится преградой христианину на пути к вечному — к Богу. Но и полное игнорирование, беспечность по отношению к миру также есть грех ––  отступление от воли Божией.

Христос говорит в Евангелии: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Евангелие от Луки, 16-я глава, 10-й стих). 

Это значит, что исполняющий благую волю Божию здесь, во временной жизни, сможет наследовать и жизнь вечную.

Также важно отметить, что когда человек посвящает свои земные дела Богу, они становятся духовными и причастными вечному — Божией благодати. Это можно отнести и к попечению и любви к своему земному Отечеству.


Отечество и патриотизм

Входя в этот мир, каждый человек не автономен, не живет в безвоздушном пространстве, но является частью своей семьи, своего народа, гражданином своей страны, своего Отечества. Неотъемлемой частью Отечества являются родные, друзья, соотечественники, сограждане. В пространственном измерении — это родное село, город, край, страна. Отечество не ограничивается текущим моментом времени. Оно простирается в прошлое и в будущее. Традиции Отечества, культура, обычаи народа, история страны, примеры предков (отцов) являются средой, которая оказывает заметное влияние на становление каждого человека.

Естественным чувством и качеством человека по отношению к своему Отечеству является любовь (патриотизм). Для христианина любовь к Отечеству не просто естественное чувство — но и призвание, христианский долг.

В важном документе Русской Православной Церкви «Основы социальной концепции» говорится: «Православный христианин призван любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.
Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».

В истории и жизни Отечества, как правило, всегда есть светлые и темные стороны; то, чем человек гордится, и то, за что испытывает боль. В любой трудной ситуации христианин не отворачивается от Отечества, а наоборот, сострадает с ним. 

Любя Отечество, христианин делает его жизнь чище, лучше, в большей степени соответствующей призванию, данному Богом.


От Отца

Великий последователь и апостол Христа апостол Павел пишет: «Преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Послание к Ефесянам, 3-я глава, 14–15-й стихи).

Авторитетный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский комментирует эти слова: «От верховного Отца, говорит, всякое Отечество: на земле — племена называет отечествами, получившие такое название от имени отцов … и от Него произошли те, которые именуются отцами». Таким образом, само понятие отечества приводит нас к памяти об Отце Небесном и небесном отечестве, к которому стремимся. А почитание земного Отечества близко по смыслу к исполнению заповеди о почитании отца и матери, в лице которых мы почитаем своего Создателя.

Праведный Иоанн Кронштадтский, русский святой второй половины XIX — начала XX века пишет: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить...»

Небесное же отечество, хоть и раскроется в полной мере в будущей вечной жизни, берет начало уже здесь. 

По слову Христа, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Евангелие от Луки, 17-я глава, 21-й стих).

Исполняя Божии заповеди о любви к Богу и ближним, в том числе через любовь к земному Отечеству, люди приобщаются к Своему Небесному Отцу.


Защитники Отечества

Как в истории России, так и в настоящее время великое множество людей проявляют любовь к Отечеству, защищают его как на военных, так и мирных рубежах. Несут воинскую службу, выполняют свой трудовой долг, поддерживают и развивают традиционные российские ценности.

Ряд выдающихся патриотов-воинов прославлены Церковью в лике святых: преподобный Илия Муромец, святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, праведный Феодор Ушаков.

Пример самоотверженного служения Отечеству всех этих людей вдохновляет и теперь наших соотечественников.