Перейти к основному содержанию

Запись блога пользователя «Лаборатория Клевер »


Ольга Сивожелезова более десяти лет преподает вероучительные дисциплины в общеобразовательной школе и православной гимназии. Как коснуться детских сердец в рамках урока? Ольга Владимировна поделилась секретами удержания внимания, рассказала, как изменились дети за 10 лет и что говорить родителями, которые «против».

Думала, на месяц, оказалось — на два года


По первому образованию я экономист, до рождения второго и третьего ребенка занимала руководящую должность. Помню, как, сидя дома с детьми, остро ощущала, что теряю навыки, думала о возвращении на работу. Но Господь приготовил мне другую дорогу. 

В 2011 году подруга позвала пройти с ней за компанию курсы катехизации и миссионерства при храме, я подумала — почему бы не поучиться месяц. В результате я ходила в этот приход около двух лет: столько длилась программа. 

Потом стала преподавать в воскресной школе, а через год меня пригласили в православную гимназию вести предмет ОПК для младших классов. 

К тому времени старший сын уже был школьником, и меня беспокоило: а чему, помимо основной программы, его там могут научить? Пришло понимание, что мне самой нужно приходить в эту профессию: ведь и дочери растут и скоро пойдут в школу.

Первый урок помню смутно. Хотя готовилась долго и очень волновалась. Дети дома спрашивали: «Мама, ну что ты там столько времени зубришь?»

Особенно трепетно относилась к занятиям с первоклассниками. Переживала за всё: подбор и подачу материала, как сохранить игровую форму урока. 

Менять картинку и переключать внимание каждые пять минут


Прошло чуть более десяти лет, сменилось поколение учеников. Дети стали другими. Сегодня на уроке информацию нужно подавать динамично, а сама она должна быть насыщенной и плотной. Меняю картинку и переключаю внимание каждые пять минут, иначе теряется интерес.

Изменились и родители. Современные мамы и папы росли уже в период расцвета «демократии», и зачастую понимание пятой заповеди о почитании родителей (и учителей) им неведомо. Поэтому и к преподаванию они относятся как к оказанию услуг. Высокое звание «учитель» и «педагог», к сожалению, почти утеряно. Проявляется это в неуважении к учителям и заведомом оправдании своего ребенка. Часто, не разобравшись, выслушав только одну сторону — мнение сына или дочери, родители начинают раздувать конфликт, муссировать информацию, не вполне адекватно реагировать. Что ж, видимо, это примета времени. 

Можно ли объяснить невидимое


Как преподавать ОПК в светской школе? Нужно следить за словами и выбирать щадящий режим подачи информации. Мне дается это с трудом, потому что я сама укоренена в вере и хорошо владею православной лексикой. Но всегда ищу варианты доступных объяснений для невоцерковленных детей. 

Однажды мальчик, который пропустил несколько занятий, спросил: «А что такое грех?» Семантика этого слова оказалась непонятой для ребенка 11 лет. Я поясняю, что грех — это нарушение заповедей Божьих. Подробно рассказываю о сути каждой заповеди. 

Самые сложные темы для педагога — это Таинства Церкви и Причастие. Ведь как объяснить невидимое? 


Рассказываю о том, что тайна — это не секрет. Секрет можно раскрыть, а вот познать тайну удается не всегда. Через Таинства человек получает благодать, учится противостоять греху. Получает он эту благодать не заслуженно, а по любви Бога. Обычно дети слушают, затаив дыхание. Но приходится признать, что без опыта и личной практики вся эта информация так и остается для них лишь словами.

Когда рассказываю о сотворении мира, стараюсь опираться на научные данные, научно-исследовательские работы. Ведь Библия им не противоречит. Аргументированно привожу примеры в пользу Божественного устроения нашего мироздания. В ПСТГУ в 2011 году была выпущена книга о Шестодневе «Вся премудростию сотворил еси», там собрано много интересных фактов. Обычно такие уроки проходят с большим интересом со стороны учеников. 

«Моя мама не считает это за предмет»


Считаю правильным, что дети изучают ОПК с 4-го класса. В этом возрасте перед ними, наверное, впервые встает вопрос о предназначении, им любопытно, что находится за гранью жизни и смерти. Всё, что связано с «невидимым», вызывает у них неподдельный интерес. Возможно, дети воспринимают это как сказку, и мне хочется поддержать их познавательный настрой. Но здесь важно соблюсти баланс, быть аккуратной в формулировках. 

Нередко бывает, что сами родители находятся в конфронтации к  нашему предмету. Помню, как одна мама опасалась, что ее сына будут воцерковлять через уроки ОПК. Интересно, что сама она выросла в верующей семье. Видимо, в детстве было слишком много назиданий, просто «передавили». 

В таких случаях я объясняю, что подход в преподавании этого предмета только культурологический. Хотя именно его мне труднее всего соблюсти.

Еще помню, как одна девочка не приносила на урок учебники, и я ее спросила почему. Она сказала, что ее мама вообще не считает это за предмет. 

Была и противоположная ситуация. На первом занятии по духовному краеведению Подмосковья ко мне подошел восьмиклассник и сказал, что ему нужно креститься. Он был из мусульманской семьи. Но в общеобразовательной школе такие беседы недопустимы. Пришлось ответить ему, что подобные решения нужно согласовывать с родителями, ведь он их сын, и до 18 лет они несут за него ответственность. 

Этот мальчик ждал каждого урока и говорил, как близко ему христианство. Когда я приходила в класс, мне казалось, что я работаю только на его глаза, на его желание познавать.


А ученики сидят в позе лотоса


В восьмых классах преподавание духовного краеведения Подмосковья дается сложнее. Подростки 14–15 лет, даже воцерковленные, ведут себя в угоду сверстникам, делая вид, что впервые слышат о всём связанном с христианством.

Однажды я зашла в класс, а ученики сидят в позе лотоса. 

Как переломить ситуацию? Только удерживая их на острие интереса и не повторяясь. Потому что эти дети могут смело сказать мне, как когда-то афиняне апостолу Павлу: «А об этом послушаем тебя в другое время».

В таком возрасте нужны доказательства и интенсивная насыщенность урока интересными фактами. Если же рутинно и тягомотно вести рассказ о монастырях, а духовное краеведение Подмосковья — это именно рассказ о монастырях, то внимание теряется быстро. 

В православных гимназиях и проще, и сложнее


В православной гимназии позиция детей, сотрудников и родителей почти всегда имеет один вектор. Там мне проще. Все понятия, о которых я говорю, для них так же естественны, как таблица умножения.

Но есть и сложности. Из-за того что классы маленькие, возрастает внимание к каждому ученику, и нагрузка на них увеличивается.  Для класса в 5–7 человек получается фактически репетиторское преподавание. Расслабиться и потерять внимание на уроке не получится, учитель тут же вернет его обратно. Плюс одни и те же талантливые дети задействованы в разных проектах и олимпиадах. Не каждый ребенок может выдержать такую интенсивность обучения. 

Чувствовала себя брошенным в реку котенком 


Чтобы удержать внимание, я использую игровые технологии, динамичную подачу информации, смену деятельности. Раскрывая любую тему, стараюсь, чтобы дети смогли заглянуть внутрь себя. На объяснение уходит 15–20 минут, а остальное время играем и читаю духовно-нравственные рассказы. За десятилетний опыт преподавания у меня накопилась уже своя подборка книг. И к концу урока я вижу, как дети затихают, глаза их светлеют, они как бы «приподнимаются» над привычным.

Всё время преподавания меня не покидало ощущение, что я как брошенный в реку котенок, который пытается выплыть. Все наработки — это мой личный опыт и мой же подбор литературы по подаче материала. Такое чувство, что ты один: мало учебников, мало поддержки и литературы. А общение среди коллег не всегда можно назвать полноценным и насыщенным. Ведь преподавание ОПК часто навязывается — например, учителям музыки или рисования. 

В этом плане поддержку я нашла на платформе «Клевер Лаборатории», когда прошла курсы, где связаны воедино методические материалы и программы. 

Долгое время мне казалось, что вероучительные дисциплины скоро отменят. Судя по качеству выпускавшихся учебников, я была уверена, что это закат. Приходилось самой разрабатывать программы для предмета ОПК в православной школе, а это весьма тяжело, ведь я не методист. Теперь я получаю рассылку от «Клевер Лаборатории», и это дает ощущение каких-то светлых перспектив. Радуюсь, что скоро выйдет и новый учебник по моему предмету. 

Купаюсь в открытой воде 


Я просыпаюсь обычно очень рано, делаю дыхательную гимнастику, обливаюсь холодной водой, молюсь. Очень люблю духовную литературу. Это мой светоч и вдохновение.

Раньше я занималась прикладным искусством, любила театр и музыку, но сейчас субботняя вечерняя и утренняя воскресная службы заменяют мне всё.

У меня нет ощущения, что я не реализована или, наоборот, слишком занята. Хотя работаю 30 часов в неделю, готовлю детей к олимпиадам, конкурсам. Я не сожалею ни о чем. Очень люблю природу и уединение. Купаюсь в открытой воде начиная с апреля и до глубокой осени, как только река затягивается льдом. Я эмоциональный человек, а холодная вода дает мне равновесие.

С недавнего времени веду в школе два новых предмета: окружающий мир и историю. Заменяю коллегу, ушедшую в декрет. На этих уроках, хоть и по касательной, стараюсь затрагивать темы христианских ценностей и добродетелей. 

Мечтаю о том, чтобы через мои уроки дети приходили к осознанию своей души, жизни с Богом.


Надеюсь, что и мои дети с Господом. Старший сын верит в Бога, перед важными событиями всегда заходит в храм и молится, помогает в Покровском монастыре, убирает территорию, но назвать его воцерковленным я не могу. Когда он родился, я еще сама не была в Церкви.

Средняя дочь уже год как отошла от храма: видимо, ей нужно время. Она, как и младшая, училась в классической православной гимназии, в Церковь привела ее я, но сама она туда еще не пришла. Сейчас, обучаясь на втором курсе МГУ, она пишет курсовую работу на тему христианских методов, применяемых в социологических исследованиях. И это для меня уже большая радость. 

Младшая дочь еще школьница. Она послушна родителям и посещает храм вместе с нами. Читает Часы перед Литургией. 

Моя мечта — передать своим будущим внукам «платочек» православной веры, перебросить его через поколение.

Записала Елизавета Князева




[ Изменено: Среда, 13 апреля 2022, 11:31 ]

Комментарии