Skip to main content

Blog entry by Клевер Лаборатория


Что такое воспитывающая образовательная среда? Как создать атмосферу, в которой ребята, даже если не хотят, учатся чему-то хорошему? Об этом рассказывает профессор Саратовского НИГУ, доктор педагогических наук Екатерина Александровна Александрова.

Мы делаем массу всего, но всё равно воспитания нет, куда ни посмотришь. Почему так происходит?


Мы привыкли говорить ребенку: «А ну веди себя прилично! Заходит женщина — встань, бабушка через дорогу идет — переведи». И все наши классные часы, беседы, приказы, указы направлены на то, чтобы «костюмчик сидел», чтобы ребенок вел себя так, как принято в обществе. 

Хватает ли времени на 45-минутных классных часах, чтобы объяснить детям смысл навыков, которые у них уже должны быть сформированы, по нашему мнению, на автомате? И даже если хватает, то лишь после этого мы начинаем у человека, который осознал, почему он должен так относиться к старшим, младшим или братьям меньшим, вызывать какие-то чувства. В противовес Пушкину, который сначала чувство лирой пробуждал, потом всё остальное.

Эта логика нам внушена со студенческих лет, прописана во всех учебниках по педагогике. И мы тратим массу нашего педагогического времени на то, чтобы сформировать поведение, приучая, упражняя, руководя. И практически не остается ни сил, ни времени, ни эмоций на стимулирование чувств и отношений.

Например, через использование притч — ведь ее еще надо найти, понять, как преподнести, и так далее. Гораздо легче организовать обычный классный час, который строится как урок нравственности, и надиктовать, что нужно. Но не уроки нужны детям, уроки у них поперек горла стоят. Им нужно другое: им нужно погружение в эмоции, в чувственное, в ощущения, что такое хорошо и что такое плохо, в осознание морали.

Копаясь во множестве первоисточников, я прочитала о методе уважения к ребенку. А ведь ни в одном педагогическом учебнике об этом сейчас не прочитаешь. Мы сначала должны показать ребенку смысл нравственных ценностей. Показать, что произойдет, если ты эти ценности поймешь и присвоишь себе.

Здесь используются совершенно другие методы, но не технологии! На мой взгляд, термин «технология» в области педагогики вообще нужно исключить. Мы не можем технологизировать добрые дела. Педагогика — это не наука, это искусство, прикладная отрасль философии, психологии.



Какие ситуации будут работать? Раньше, в советское время, работал коллективизм. Но и сегодня эмоциональное, молитвенное единство, когда мы все об одном просим, когда мы хором поем что-то, — будет действенно. Человек страдает, когда одинок, и вдохновляется, когда он среди единомышленников. И вот на такое состояние принятия всем коллективом ложатся любые ценности.

Сейчас детям очень нужны этические беседы-проповеди. Про это вообще забыли в школе, так как мало кто умеет организовывать такие беседы. Здесь действуют не прямые директивы, здесь идет работа на уровне подтекстов. То, что, опять же, в притчах скрыто. На ситуациях удивления, озарения, какого-то открытия, когда ребенок в ходе совместного думания сам для себя рождает истину.

И еще одним методом, который я для себя вывела, является совместное бездействие, как ни странно. Когда при общении взрослого и ребенка вроде бы ничего не происходит. Они сидят, смотрят фильм, вместе читают, вместе гуляют, рассматривают картины, картинки, иллюстрации. Иногда просто обмениваются взглядом. Но в таком совместном бездействии рождается гораздо большее.



Когда ребенок понял и принял смысл нравственности для себя, только тогда мы можем говорить с ним о нравственном поведении. Чтобы сформировалось нравственное поведение, у ребенка должна быть какая-то реалистичная мечта. Потому что путь для него важнее, чем какая-то подвешенная в будущем абстрактная цель. Ему надо показать через примеры, как на сто процентов работает метод естественных последствий, о котором забыли все учебники.



Еще раз повторю последовательность: с помощью метода уважения, одобрения, обращения к чувству даем сначала смысл — «зачем мне это надо». Тут работает включение в сообщество, чувство принадлежности. «Не только мне это надо, но и другим». Второй этап — «я должен это сделать для того, чтобы…» И последний этап — «я это делаю сейчас, и я это ощущаю»


Такая перепланировка очень помогает нам изменить план воспитательной работы. Уходим от поведения на первом месте, чтобы прийти к поведению на третьем месте. Прочувствование приводит к осознанию. 


Текст подготовлен по вебинару «Психолого-педагогические технологии, необходимые для индивидуализации, развития и воспитания обучающихся», прошедшему в рамках курса «Православная культура в начальной школе» на платформе «Клевер-лаборатории»



[ Modified: Понедельник, 20 июня 2022, 3:36 ]