Перейти к основному содержанию

Запись блога пользователя «Клевер Лаборатория»


"Мы сами" – известное детское выражение, исчезающее в общении со  взрослым, навязчиво обучающим детей. Поэтому, чтобы сохранить такую форму детской соорганизации, взрослый должен выйти за ее пределы. Но он не превращается в "постороннего", он становится приобщенным наблюдателем – ибо в это время все свои...


Евгений Евгеньевич Шулешко.

 

Часто теория выглядит идеально, кажется, что её очень просто воплотить. Однако, бывает, что учитель полон идей, но класс остался равнодушным. Или дети занимались с воодушевлением, но результаты контрольных не вдохновляют. Или педагог берёт на вооружение у коллеги интересный приём, но на практике не может достичь таких же результатов. Все эти ситуации зависят от множества факторов, не только от педагога. Необходимо больше знаний о внутренних процессах. Дети, приходящие на урок, могут быть в разных состояниях (от возбуждения до утомления), и учитель должен корректировать не только материал, но и свое поведение. Современный образовательный процесс предлагает множество интересных, нестандартных приёмов построения урока - огромное благодатное творческое поле!


Творческий учитель всегда находится в поиске новых, эффективных форм проведения урока. Одна из таких – социо-игровая технология.


Социо-игровой стиль обучения сложился в 1970-ые года в результате объединения двух линий педагогических исследований.  Е.Е. Шулешко и Л.К. Филякина проводили экспериментальную практику ровеснического начального образования на базе московской школы № 91. А. П. Ершова и В.М. Букатов занимались адаптацией к условиям уроков по всем школьным предметам приёмов театральной педагогики и "теории действий", разработанной П. П. Ершовым на основе системы К. С. Станиславского.


Социо-игровая педагогика (режиссёрские подходы к уроку) стоит на трех китах:


  1. Активность, перемещение в пространстве. ;

Во время урока дети не сидят постоянно за партой. Постоянная тишина на уроке не является показателем качества. Ученики могут смеяться, разговаривать, обсуждать задания в разных частях класса (у окна, на ковре, у доски, за партой), записывать ответы в разных положениях (например, на корточках). "Рабочий шум" может быстро сменяться "внимательной тишиной" и наоборот. Чем чаще ученики меняют свои рабочие места во время урока, тем вероятнее (по законам режиссуры), что именно учитель учитывает интересы детей.

  1. Работа в малых группах (3-7 человек).  

Главная задача педагога – развернуть детей с учителя друг на друга. Научить взаимодействовать совместно. Исследование, решение учебных задач на уроке в малых группах помогает обнаружится детской дружественности и терпению, дает возможность увидеть процесс и результаты воспитательной работы учителя. Когда перед нами дети, спокойно и весело работающие в компании с любым из одноклассников, они ограждены от "заразы скандального пренебрежения или унижения, от завышенной самооценки, то есть скромны и дружелюбны".(Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — 3-е изд. М., 2006.)

  1. Смена деятельностей – смена содержаний, форм упражнений. 

Разноплановые задания, проблемы, задачи, загадки, постоянно сменяя друг друга "позволяют детям проявлять свою находчивость, способности, умения". Если ребёнок постоянно ориентирован только на учителя, на готовые ответы, в нём вряд ли проснется исследовательский интерес и непосредственность. Необходимо давать возможность ученикам самим открывать знания.




В основе подхода лежит "ровесническое образование", которое существует в нескольких моделях отношений: детей друг с другом, педагогов с детьми, педагогов друг с другом. Дружественный настрой, доверительные отношения помогают детям раскрыться в коллективе со сверстниками, создать тёплые отношения с педагогами. "…Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки". (Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — 3-е изд. М., 2006.)

В теории всё понятно, а как на практике? О применении социо-игрового стиля обучения мы поговорили с Ольгой Владимировной Сивожелезовой, учителем ОРКСЭ МАОУ СОШ №12 имени В. П. Чкалова городского округа Щёлково.





Учитель должен постоянно развиваться


Известно, учитель должен постоянно развиваться, обучаться разным формам работы на уроке. Мне повезло, я была на курсах Букатова Вячеслава Михайловича в МГУ, который рассказывал о том, как открывать подсознание ребенка. Ученика нужно научить существовать в классе, и есть такие технологии, игры, приемы, которые позволяют это сделать. Простая игра, после которой ребёнок с радостью воспринимает все, что ты ему преподаёшь. Как правило, эти игры командные. Дети играют против меня или со мной. Так ты вносишь в ребят радость бытия, игра этому очень помогает. 

Сейчас, понимаете, такое поколение детей, которые не наигрались, они лишены детства, потому что им с раннего младенчества приходится трудиться на поприще получения раннего развития. 


Плюс клиповое сознание, сознание, испорченное гаджетами. В.М. Букатов всегда нам говорил, что сначала нужно научиться не учить, а взаимодействовать в классе. Те классы, где один ребенок помогает другому, а игра этому очень способствует, очень быстро идут по образовательной программе. Из классов, где идёт нестандартная форма уроков, выходят академики.

У современных детей сильный умственный раскол. Они не знают, кто они, для чего они, почему они. Ребята считают, что они произошли от обезьяны или же от взрыва вселенной, и главная задача – собрать все эти понятия воедино, рассказать о цели пребывания на земле, дать правильное понимание добра и зла. В этом я вижу свою задачу. Сложность состоит в том, что у детей в голове очень много ложных понятий об этом мире, о мироздании, о своем в нём существовании.


Игра на уроке


У меня в классе 35–38 учеников. Как их включить всех в активный образовательный процесс? Как подготовить к восприятию сложных тем? Мне помогает … игра.


Во-первых, как только ученики начинают играть, они входят в состояние радости.


Второе – это не стандартно, нетрадиционно. И это переворачивает детское сознание. Например, я прихожу в класс и говорю, сейчас у нас с вами игра. Я отворачиваюсь, показываю какое-то количество пальцев. Сколько пальцев покажу, столько человек должно встать. Дано три секунды. Не важно, успевают или нет, но это повышает внимание, сплачивает коллектив, дает ощущение полета при выигрыше. 

Если я войду в класс и скажу традиционно: "Здравствуйте дети, открываем учебник, тема урока…", — это уже другая траектория… 


Ещё у нас есть игра "Ай, да я!". Цифру 3 заменяем выражением "Ай, да я". Считать нужно очень быстро, школьники готовятся, составляют таблицу умножения, а потом, напитавшись радостью, "летят на дельтаплане"! Дальше можно говорить о серьёзных темах, решать сложные задачи. Бывает, конечно же, ребенок не понял тему. Ему могло быть некомфортно, он мог получить эмоциональную травму, а после этого могло быть душно, защемило, не воспринял материал. А вот когда раскрыт в игре, быстрее всё воспринимается, тогда идём семимильными шагами. Я понимаю, что это действительно работает!


О чём и как говорить с детьми



Задумываются ли родители, что нужно правильно формировать мысли ребёнка? Ведь очень многое у человека совершается на уровне мыслей. На уроках мы начинаем говорить о целостности человека, о том, каким он должен был быть по замыслу Бога. Какую греховную природу мы получили, как с ней существовать. Первое, с чего я начинаю, прошу, чтобы дети задумывались, о чём они размышляют. Надо научится контролировать свой собственный мыслительный процесс. Многие не знают, что вредно мечтать. 

Объясняю, что нельзя строить розовые воздушные замки, иначе следующий шаг – уныние. Когда ты сравниваешь построенные несбывшиеся образы с реальностью, человеку сложно становится жить. 


Это даже может порождать агрессию. Или, например, зависть. Сложно найти человека, кто бы с этой страстью ни сталкивался. Детям сложнее признать её в себе. Важно объяснить, "не желай ничего того, что есть у соседа твоего". Через это можно раскрыть огромную дорогу к сердцу ребенку.  Я иногда стучу в дверь и говорю, что если зависть постучала в твое сердце, то держи дверь плотно закрытой. Если ты хоть щёлочку оставишь, хоть на чуть-чуть откроешь, зависть дверь сломает, распахнет и пройдет сквозь тебя. Я себе позволяю здесь рассказать о Каине и Авеле. Господь стучится к грешникам, обратите внимание не к Авелю обращается, а к Каину: "Грех лежит пред сердцем твоим, но ты борись". Но ты борись! Через этот разговор открываешь красоту Писания детям. Черчу им путь – в начале зло стоит пред сердцем, потом идет в мысли, и потом уже следует в чувства и заполоняет тебя. И на уровне сердца держи эту дверь всегда закрытой. 

Нужно чётко стоять в добре. Но для этого, конечно же, нужно знать, что есть добро, что есть зло.



В 4 классе детям очень интересно, когда говоришь, что Бог – Отец наш небесный. Задаю вопрос: "А кто тогда мы? Если Он Царь, Царь небес, то кто вы?" Отвечают: "Мы тогда дети". "Какой у вас статус?" - спрашиваю, а в ответ молчание.  "Вы же Царевичи и Царевны!"  Знаете, как они радуются! Распрямляются. Представьте, что глава государства – ваш отец. Вас будут оценивать по вашему поведению, поступкам. Других вариантов не существует, иначе раскол… Сталкиваюсь с тем, что дети напичканы различными знаниями, но у них нет основных понятий. 

Феофан Затворник учит:"...образовывать ум - значит давать  здравые понятия обо всём существующем: о Боге, об окружающем мире, о самом человеке и его назначении на этой земле. Совокупность этих познаний и составляет мудрость, которую всегда так деятельно искал и ищет человек. И кто знает все это истинно, тот справедливо именуется образованным, просвещенным, как видящем всё в ясном свете".


Необходимо объяснять детям понятные и привычные нам, взрослым, вещи. Актуализирую внимание детей на их поступках. Говорю, поступок — это поступь. Иду по классу. Поступь – следы, которые мы оставляем на этой земле. Важно говорить о том, чтобы ребята заставляли себя, принуждали себя к творению добра. К сожалению, это сложно. Даже в театре играть отрицательных персонажей гораздо проще, чем положительных. Попробуй изобразить скромность, порядочность. Поэтому всё добро – большой труд. Эти уроки заставляют ребенка смотреть вовнутрь себя, в свои ритмы, задумываться о совести, о своей чистоте.


Евгения Аргунова




На книжную полку учителя:

1. Режиссура урока, общения и поведения учителя. А. П. Ершова, В. М. Букатов

2. Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий. Е. Е. Шулешко

3. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников. Под общей редакцией В. М. Букатова



[ Изменено: Пятница, 3 декабря 2021, 18:29 ]

Комментарии