Повышение квалификации
Учительская

Как повысить процент выбора ОПК родителями

Как повысить процент выбора ОПК родителями

19 января директор образовательных программ и эксперт «Клевер Лаборатории» Татьяна Поликарпова провела открытый вебинар «Выбор модуля ОРКСЭ, регламент проведения родительского собрания и повышение процента выбора ОПК родителями». Ранее мы поговорили с вами о том, как провести родительское собрание по выбору модуля ОРКСЭ в 3-м классе. Теперь расскажем, как повысить процент выбора ОПК («Основы православной культуры») родителями и донести до них ценность изучения ОПК детьми. Также мы советуем увлекательные ресурсы и материалы для проведения уроков по этому предмету.

Нельзя принуждать родителей и законных представителей к выбору одного конкретного модуля, мы с вами это запомнили. Однако, когда мы говорим о модуле ОПКможно построить выступление таким образом, чтобы у родителей возникло естественное желание его выбрать. Вопрос здесь стоит как раз о том, как подать материал и на что ориентироваться.

Обычно на представление модуля преподавателем или заинтересованными лицами выделяется 10–15 минут. Время может быть сокращено: всё зависит от регламента, от количества выступающих и от образовательной организации. Вообще, есть два варианта представления модуля: устное выступление, о котором мы говорим ниже в статье, или показ демонстрационного фильма об Основах православной культуры. Также можно показать нарезку из фильма, его избранные моменты, а потом сказать несколько слов о модуле самостоятельно.

Если вы хотите заинтересовать родителей ОПК, необходимо, чтобы в вашем рассказе было 5 компонентов. 

Во-первых, вы должны говорить о простых вещах доступным языком

Во-вторых, показать значимость предмета ОПК: зачем ребенку изучать основы православной культуры. 

В-третьих, рассказать родителям, на что мы ориентируемся как педагоги, какие задания даем и как всё в целом будет организовано. 

Два оставшихся компонента — это «измеримость» и «определенность», то есть какие у ребенка будут результаты, как они измеряются, как реализуется программа предмета по времени.

Также, вы можете рассказать о методике преподавания ОПК и тех полезных интернет-ресурсах, которые будет использовать преподаватель в своей практике. 

Доступность: поговорим о смыслах, которые рядом

Когда мы представляем модуль «Основы православной культуры», мы должны говорить, что для нашей страны культурообразующей религией является православие. Это совершенно правильная фраза. При этом родители в общем потоке речи ее могут не воспринять. Что мы можем с этим сделать, чтобы понимание стало полнее? Скажите родителям фразу: «Ребенок идет в воскресенье 2023 года по Богородской улице города Троицка и слышит колокольный звон Тихвинской церкви, подает монетку бездомному, сидящему около храма, и слышит «спасибо» или «благодарю». Это всего одно предложение, но как оно наполнено христианскими смыслами! А ведь это мир, в котором живет ребенок, а не выдуманная ситуация. Ребенок постоянно в своей жизни соприкасается с православной культурой, фактически в ней живет. Когда вы проиллюстрируете это на экране, у родителей может возникнуть неподдельный интерес к вашему предмету.

Какие преимущества у модуля ОПК? ОПК сейчас — это один из наиболее проработанных модулей: существует масса методической литературы, учебных пособий, рабочих тетрадей, а также интернет-ресурсов по теме. С ОПК связана масса качественного контента, который можно изучать: мультфильмы, аудио и видео, интерактивные задания; эти материалы можно использовать на уроках в качестве дополнительной информации. Также сейчас разработано очень большое количество разнообразных форм и методов обучения конкретно по этому модулю.

Кроме того, происходит постоянная поддержка педагогов ОПК через курсы, вебинары, семинары, мастерские и различные мероприятия. Если вы знакомы с деятельностью платформы «Клевер Лаборатории», у вас не возникнет вопросов на эту тему. Изначально наша платформа создавалась как раз для учителей, которые занимались нравственным воспитанием, и на ней присутствует постоянная методическая поддержка. Ниже в статье мы подробно рассказываем о возможностях «Клевер Лаборатории» для преподавателей.

Хочется упомянуть пару полезных интерактивных проектов, связанных с изучением детьми ОПК, рассказ о которых всегда вызывает живой интерес у родителей. В проекте «Урок в храме» ребята приходят в храм как исследователи и через определенные задания и вопросы изучают внутреннее убранство православного храма: рассматривают иконы, смотрят, как устроен храм внутри и из каких больших частей он состоит. Урок построен в виде квеста и всегда очень нравится как детям, так и сопровождающим их взрослым.

Можно показать родителям виртуальные туры по храмам, это всегда впечатляет и заинтересовывает. Например, дети смогут побывать в Иерусалиме у храма Гроба Господня интерактивно: это совершенно удивительная история!

Также существует детская христианская аудиоэнциклопедия «Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем». Она содержит познавательный материал, который может использовать как педагог на своих уроках, так и родители дома. Или возьмем «Круг лета Господня. Времена года и православные праздники в мультимедийном проекте «Живая поэзия», в котором представлена поэзия, отражающая разные состояния природы по сезонам года и церковные праздники, связанные с ними. Каждое стихотворение антологии прочитано знаменитыми актерами, артистами театра и кино.

На наш взгляд, интересен и художественный сериал «Девочка и робот», размещенный на сайте «Клевер Лаборатории». Сериал помогает учителям правильно и простым языком объяснять детям важные понятия, а также динамично и ярко проводить урок. Обо всех этих возможностях можно говорить, когда вы знакомите родителей с модулем ОПК.

Значимость: для чего ребенку изучать основы православной культуры? Как донести это до родителей 

Практика показывает, что родителей больше всего интересует вопрос повышения качества образования у их детей, конкретнее — чтобы ребенок сдал ОГЭ, и позже — ЕГЭ. Это их прямая цель. И изучение основ православной культуры как раз повышает качество образования ребенка в более старших классах, а также уровень его общего развития. Почему? Во многих текстах из русской литературы базово заложены православные ценности, смыслы и ориентиры. Если же наш ребенок не изучает основы православной культуры и не имеет представления о ней, поймет ли он смысл того, что написано, в полной мере?

Казалось бы, простые слова («святой», «святость») могут вызвать у ребенка трудности, потому что ребенок до конца не понимает значение этого слова. Он может как-то сориентироваться, потому что где-то его слышал раньше, но базового, традиционного понимания и знания данного слова у ребенка попросту нет. Без знаний православной культуры он совершенно по-другому, чаще всего ошибочно, воспримет этот текст: не только слова, но и смыслы, которые в него заложены. Это может касаться, например, «Сказания о Петре и Февронии», которое дети проходят в 7-м классе, или стихотворения Михаила Лермонтова «Ангел». И таких примеров очень и очень много в каждом классе школы.

Во-вторых, ребенок изучает особенности исторических названий. Топонимика российских городов тесно связана с православной культурой. Практически каждая улица Москвы раньше имела название, относящееся к православному храму или к монастырю. В этом смысле ОПК помогает ребенку узнавать, осваивать пространство, в котором он живет. Приведем пример. Когда задаешь детям вопрос: «Откуда произошло название улицы Якиманки в Москве?», они часто говорят: «Наверное, это что-то китайское». Действительно, звучит очень по-китайски. Но на самом деле на эту улицу выходил придел церкви Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы). Когда быстро произносишь это название в русском говоре: «Иоаким и Анна», получается как раз «Якиманка». Получается, такие моменты тоже можно раскрыть детям при помощи ОПК. Ребенок замечает эти вещи, анализирует и развивается. Таким образом, ОПК в начальной школе становится своеобразным вектором, навигатором для детей в понимании своей культуры.

В-третьих, ребенку становится понятен смысл определенных действий, у него формируется умение искать и находить ответы на вопросы. Например, преподаватель задает вопрос: «Ребята, кто из вас красит яйца на Пасху?» Поднимается лес рук. Но, вероятно, лишь один ребенок на класс ответит, откуда произошла эта традиция. Скорее всего, тот, кто учился в воскресной школе или живет в православной семье. Для остальных детей этот вопрос остается закрытым, так как нет базовых знаний. В процессе изучения ОПК дети узнают, откуда пошел обычай нести в храм вербу или почему мы ставим на елочку звезду. Изучение православной культуры помогает детям понимать значения простых, зачастую «номинальных» традиций, которые сопровождают их повсюду.

Четвертый тезис: у детей обогащается словарь и появляется осознанное понимание родного языка. Не секрет, что русский язык у современного школьника достаточно бедный и словарь маленький. Когда ребенку в определенном контексте встречается фразеологизм, он совершенно его не понимает. Например, что такое «трудиться в поте лица своего» или «зарывать талант в землю» — таких фразеологизмов, взятых из Библии (библеизмов), масса. Они встречаются либо в обиходе, в разговорной речи, либо на страницах учебников, текстов или художественной литературы.

Ребенок приобщается к православной культуре через язык и начинает видеть смысл в тех выражениях, которые раньше от него ускользали. Приведем пример. Употребляя слово «спасибо» ежедневно, не многие дети знают, что на самом деле оно значит «спаси Бог». Дети, которые изучают православную культуру, с этим знакомы. С этого начинается учебный год по ОПК: когда дети приходят на первое занятие, мы им показываем, насколько сильно православная культура их окружает.

В-пятых: дети осмысляют абстрактные понятия о нравственных качествах, например, жизни святых, у них появляются нравственные ориентиры. Из всех тезисов о важности изучения ОПК этот — самый важный. Почему? Потому что в православии очень много святых, через жизнеописания (жития) которых можно раскрыть ту или иную добродетель. Безусловно, у святого человека много добродетелей, но есть те, которые проходят через житие красной ниточкой.

Например, если мы говорим о святом Сергии Радонежском, через его житие можно раскрыть такое понятие, как трудолюбие. Вся его жизнь основана как раз на этой добродетели. А когда говорим о добром отношении к другим людям, мы можем вспомнить и взять житие святого Серафима Саровского, который настолько любил людей, что к каждому обращался: «Радость моя». По семье русского царя и страстотерпца Николая II можно изучать семейные ценности; его супруга, Александра Федоровна, вела потрясающие дневники «Сад сердца», в которых глубоко раскрыты семейные ценности.

Конкретность. Посмотрим на задания из учебника: Лермонтов, нравственность и выбор ребенком профессии

Говоря о конкретности, надо показать, как проходит обучение, на что мы ориентируемся как педагоги, когда преподаем Основы православной культуры. Во-первых, здесь мы отталкиваемся от личного опыта ребенка. У ребенка, который живет в стране, где культурообразующей религией является православие, личный опыт есть, и ему есть что сказать о православной культуре. Главное — правильно скорректировать и направить этот его личный опыт, даже не направить, а подкрепить той информацией, о которой мы говорим на уроках.

Далее: на уроках мы учим правильно задавать вопросы и анализировать ответы. Вдумчиво работаем с текстом, поощряем нестандартный подход и наличие собственного мнения, но при условии, что свое мнение ребенок может обосновать. Используем такие задания, которые мотивируют детей, и применяем активные и интерактивные формы и методы обучения.

Преподавание православной культуры в начальной школе уже сейчас становится практико-ориентированным, созидательным, всесторонним, продуктивным и результативным; современным по подаче материала, но традиционным по содержанию. Это, кстати, важный момент, на котором хотелось бы поставить акцент. Когда говорится о том, что православная культура в современной школе должна преподаваться современно, мы должны говорить конкретно про подачу материала. Форма подачи материала может быть очень интересной: это групповая работа, детские активности, занимательные задания для детей, но, повторим, содержание предмета должно оставаться традиционным.

Давайте посмотрим, какие могут быть задания, которые, во-первых, помогают ребенку усвоить материал; во-вторых, мотивируют его к дальнейшему изучению; и в-третьих, будут интересны родителям.

Православная культура говорит о том, что одной из главных целей человеческой жизни является преобразование, созидание окружающего мира. Каждый ребенок мечтает кем-то стать. В задании на слайде надо написать, кем он мечтает стать, судя по его фотографии, а дальше написать, как человек из приведенной профессии может сделать мир вокруг себя лучше. Таким образом мы вытаскиваем знания о нравственных качествах и просим ребенка практически применить эти знания, подумать и спрогнозировать, чем человек каждой профессии может послужить другим людям, как он может украсить этот мир.

Или, например, необходимо выстроить фрагменты стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова в правильной последовательности. А далее одной фразой, одним предложением сформулировать главную мысль. Так у детей формируются умения, которые пригодятся им в дальнейшем. В 7-м классе на уроках литературы дети как раз говорят о смыслах этого стихотворения, требуется работа с текстом этого стихотворения. А мы уже сейчас, в 4-м классе, даем ребенку некую базу, некий ориентир, и просим его сформулировать одной строчкой его главную мысль. 

Мы с вами можем показать подобные задания на родительском собрании, чтобы дать понять родителям, насколько глубоко прорабатываются у детей базовые компетенции.

Измеримость и определенность: немного о нагрузке и системе оценок

Переходим с вами к последним двум моментам, которые должны быть. Это измеримость и определенность. Разберем, на какие вопросы мы должны уметь отвечать. Кто будет преподавать? Какой учебник? Какая нагрузка? Как измеряются результаты? И так далее. 

Мы с вами помним, что в 4-м классе не ставится отметка за данный предмет. Но давайте с вами сразу разграничим: «оценка» не равно «отметка». Мы можем сказать, что предмет безотметочный, но мы не можем сказать, что он безоценочный. Он оценивается через анализ. На сегодняшний день разработан некий инструментарий, как можно оценивать результаты по данному направлению. Давайте по нему пройдемся. 

Согласно документам и рекомендациям, оценка результатов обучения ОРКСЭ проводится следующим образом. Сразу следует отметить, что личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. Это нужно понимать. 

Однако сама система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает: 

  • педагогические наблюдения; 
  • педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; 
  • проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе);
  • мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся. 

Самое главное, что следует отметить: непосредственное оценивание остается прерогативой образовательного учреждения с учетом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов.Что касается нагрузки, она ясна: 1 год, 34 часа, 4-й класс. И конечно же, необходимо еще показать учебник, по которому будет производиться обучение. Мы с вами должны помнить, что учебники должны быть у нас из федерального перечня, рекомендованного к использованию; здесь мы даем их подробный список.                                                                  

Методика преподавания ОПК и методический ресурс «Клевер Лаборатории»

В основе методики преподавания ОПК лежит опора на личный опыт, на предметность (когда мы детей учим и развиваем у них на уроках определенные компетенции), мотивацию к обучению (она достигается как раз через интересную форму подачи), групповую работу (которая тоже повышает мотивацию), а также творческий подход учителя. Многие могут спросить: «А где взять творческий подход? Откуда на него силы?» Отвечаем: «Сейчас уже практически всё разработано, берите и используйте». Проектная и поисково-исследовательская деятельность и современные педагогические методы, приемы и технологии, о которых мы говорим с вами, даны на курсах повышения квалификации платформы «Клевер Лаборатория», созданных под эгидой радио «Вера» и при поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации.В «Клевер Лаборатории» учителя делятся своими лучшими практиками. У нас есть Педагогическая и Психолого-педагогическая мастерские, открытые вебинары и многое другое от лучших экспертов в образовании. Если вы откроете страницу с нашими кураторами и экспертами, вы наверняка удивитесь и порадуетесь их уровню и профессионализму. На сайте «Клевер Лаборатории» есть раздел, который так и называется: «К уроку ОПК»В нем даны различные базовые, дидактические понятия из православной культуры. В этом же разделе вы найдете интересный проект «Учитель учителю», где мы по каждой теме из курса ОПК находим педагога и берем у него интервью о том, как лучше провести урок и какие дополнительные материалы стоит использовать. 

В разделе «Статьи» «Клевер Лаборатории» вы сможете найти темы к «Разговорам о важном», а также обзоры на различные темы, авторские материалы и лучшие практики преподавателей. А в разделе «Обмен опытом» педагоги нашего сообщества делятся друг с другом своими лучшими наработками и материалами.

Но, конечно, содержательное ядро «Клевер Лаборатории» — это курсы повышения квалификации. Курс «Православная культура и светская этика» представлен у нас в трех уровнях: ознакомительном, практическом и методическом. Если педагог проходит все три уровня, у него формируется полное понимание того, что такое православная культура и как ее преподавать. Конечно же, все курсы бесплатны для педагогов. При этом по окончании курса успешно прошедшим обучение слушателям выдается удостоверение государственного образца. Кроме этого, у нас еще есть экспресс-курс по православной культуре. После его прохождения выдается именной сертификат.

Каждую вторую и четвертую пятницу месяца мы встречаемся на Психолого-педагогической мастерской. Это уникальное место, где в режиме онлайн вы сможете побеседовать с большими специалистами в области психологии и педагогики, обсудить ваши текущие проблемы, задать вопросы в реальном времени и получить на них ответы. У нас также есть сообщество «ВКонтакте», где происходит общение наших педагогов. Здесь мы публикуем лучшие методики, взаимодействуем с победителями конкурса «Клевер ДНК», с другими педагогами и постоянно выкладываем новые материалы и проводим вебинары. Наш новый ресурс — это группа в телеграме с актуальными новостями по православной культуре. Например, именно в телеграм-канале происходила трансляция с Рождественских образовательных чтений.

Коллегам, нашим друзьям и вообще тем, кто только желает присоединиться к нашему сообществу, предлагаем пройти небольшой опрос, чтобы мы всегда были в курсе, какой у вас запрос и что вам хотелось бы видеть на нашей платформе, какая вам нужна поддержка и материалы. Мы исходим из потребностей педагогов, из того, что вам действительно необходимо.

Будем рады, если вы используете этот материал при подготовке к родительскому собранию по выбору модуля ОРКСЭ. До встречи на сайте «Клевер Лаборатории»!