Повышение квалификации
Учительская

Рождество в русской культуре: литература, искусство, музыка и кино

Рождество в русской культуре: литература, искусство, музыка и кино

Светлый праздник Рождества, его сказочная зимняя атмосфера и великий духовный смысл веками вдохновляют российских деятелей искусства на прекрасные произведения. В нашей статье мы расскажем про некоторые, самые яркие из них.

Русская рождественская литература: Гоголь, Шмелев, Чехов и другие классики

Первое, что вспоминается из рождественской литературы, — повести Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Здесь есть и чарующая атмосфера, и увлекательные сюжеты, и непередаваемая мелодика южнорусской речи. В «Ночи перед Рождеством» «семейная» тема стала основной: если кузнец Вакула сможет достать царские черевички, Оксана согласится стать его женой. Писатель смешивает в своих произведениях сказку и быль, предчувствие праздника и авантюру. Одним из первых в русской литературе Гоголь искрометно рассказывает о колядовании как о веселом досуге молодежи.

Другой гений, Николай Лесков, создал целую серию святочных рассказов. Произведение Лескова «Неразменный рубль» имеет сходство с библейской притчей о талантах и рассказывает про восьмилетнего Миколашу, который во сне тратит деньги на ненужный ему жилет, а проснувшись, переосмысляет решение и жертвует деньги нищим. «Христос в гостях у мужика» — это рассказ о всепрощении, он повествует о праведном ссыльном Тимофее, который затаил обиду на дядю, обокравшего его семью. Однажды Тимофею свыше был голос, что к нему придет Христос, и в день Рождества на пороге его дома предстал замерзший, потрепанный старик в ветоши — его дядя.

Литературные требования к святочному рассказу определил как раз Лесков: необходимо, чтобы он был «сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело». Федор Михайлович Достоевский в основном был известен своими романами, но в 1876 году он написал шедевр рождественской литературы: святочный рассказ «Мальчик у Христа на елке», трагическую историю ребенка, который замерзает в подворотне, находясь в предвкушении праздника. Несмотря на христианский дух рассказа, каноны святочного жанра великий классик все-таки нарушил.

Рождественская тема была близка и произведениям Куприна. В рассказе «Чудесный доктор» говорится о том, как посторонний старик, оказавшийся доктором, помогает несчастной семье Мерцаловых с лекарствами и деньгами, и у этих людей начинается новый, счастливый период, в «Бедном принце» мальчик Даня, запертый богатыми родителями дома, убегает и весело проводит время перед Рождеством.

В «Лете Господнем» Ивана Шмелева автор завораживает нас красотой рождественских обрядов, изысканного стола, колоритными деталями празднования Рождества до революции. «Звездный звон, певучий — плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних — Рождество», — его описание праздника изящно и поэтично.

Проникнуться шмелевской атмосферой Рождества призывает и веселый эпизод с колядованием мальчишек, среди которых — сам рассказчик в детстве: «Мишка Драп несет Звезду на палке — картонный домик: светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые, — свечка там. Мальчишки шмыгают носами, пахнут снегом. “Волхи же со Звездою питушествуют!” — весело говорит Зола». В это время взрослые празднуют Рождество за столом, «пьют и крякают», и в дом зашли музыканты, поэтому в сенях гремят трубы.

В рождественских рассказах Чехова великий праздник — повод переосмыслить жизнь. «Сапожник и нечистая сила» рассказывает про простого мужика Федора, который продает в канун Рождества свою душу черту. Все оборачивается сном, но он перестает завидовать богатым и не сетует больше на судьбу: Федор понимает, что в жизни нет такого, за что можно продать нечистому хотя бы малую часть души. В чеховском рассказе «На пути» в рождественскую ночь разорившийся помещик Лихарев встречает в казацком трактире барыню-интеллектуалку Иловайскую. Эмоциональный мужчина нравится даме. Иловайская уезжает, а Лихареву кажется, что найди он нужные слова — она осталась бы с ним.

В советское время литература о Рождестве уступила место новогодним рассказам Сергея Михалкова, Владимира Сутеева, и поднимать рождественскую тему в стране победившего социализма было нельзя.

Но традиция возрождается в наши дни. Например, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак в книге «Правдивая история Деда Мороза» рассказали историю нашей страны через новогодние и рождественские праздники прошлого столетия — начиная с 1912 года и заканчивая 2012-м!

Другое произведение, «Однажды в зимнем городе» Яснобора Мишарина (под этим псевдонимом скрываются поэты Марина Бородицкая и Михаил Яснов), продолжает традиции святочных рассказов и повествует об одинокой женщине Полине Павловне, у которой появляется внучок Павлуша, который вдруг неожиданно пропадает. Как и полагается в рождественских рассказах, здесь нас ждет счастливый финал.

Рождество в русском стиле: иконы Андрея Рублева, Васнецов и Рейтлингер

В 1405 году прославленный иконописец Андрей Рублев создал икону «Рождество Христово». На ней изображается не только само Рождество, но и благовестие пастырям, волхвам (мудрецам Востока), следующим в Вифлеем по зову звезды, омовение младенца, славословящие ангелы. Икона была спасена от уничтожения в 1960 году: директор Нижегородского областного музея вывез ее из разрушенного храма, сохранив таким образом до наших дней. Однако столичные реставраторы не сразу смогли распознать истинный сюжет — Рождество Христово: икона Андрея Рублева была скрыта под красочным слоем XIX века.

Русская классическая живопись часто обращалась к сюжету Рождества. Остановимся на некоторых произведениях. «Рождество Христово» Владимира Боровиковского выполнено в жанре сентиментализма: Младенец Христос и Дева Мария пребывают под покровом ангелов, а на пороге их жилища собрались волхвы. Цикл библейских эскизов художника Александра Иванова, которым он отдал последние годы своей жизни, содержит в себе такие сюжеты, как «Славословие пастухов» и «Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа». Эти работы написаны акварелью, они легки и наполнены радостью.

В росписи алтарной стены во Владимирском храме в Киеве живописец Михаил Нестеров соединяет библейские сцены Рождества Христова с поклонением пастухов. Мария и Иосиф стоят в пещере, гора, изображенная на картине, олицетворяет мир, а пещера — это чрево Девы Марии. На картине показаны и пастухи — обычные люди, которые первыми увидели сияющее Рождение Христа. Над росписью знаменитого Владимирского собора работал и художник Виктор Васнецов, также создавший здесь композицию на тему Рождества, выполненную в броском неорусском стиле, свойственном живописцу. 

Русские модернисты начала XX века, воспроизводя в своих картинах рождественскую тему, работали в светском, часто экспериментальном ключе. «Поклонение волхвов» Павла Филонова сделано в жанре аналитического реализма. Яркое произведение поражает количеством деталей: его можно рассматривать часами и находить в нем все новые и новые смыслы. Хотя художник был коммунистических взглядов, он часто развивал в живописи ветхозаветные и евангельские сюжеты.

«Катя в голубом у елки» — это одна из самых милых картин «принцессы русского модерна» Зинаиды Серебряковой. На этой картине у богато украшенной елки — детская радость и волшебство маскарада, ожидание рождественских чудес. Рассказывают, что елку нарядил дядя Серебряковой, Александр Бенуа, который устроил для детей племянницы замечательный праздник с веселыми представлениями, стихами и песнями.

В советское время полотна, содержащие в себе рождественские сюжеты, появлялись редко. Но были исключения. Картина Федора Сычкова «Христославы», созданная в 1935 году, имеет второе название — «Дети старой деревни» и изображает колядующих ребятишек в сельском доме. Как символ рождественской радости, перекликающийся с ветхозаветными животными, в углу стоит теленок. Картина, несмотря на бедный антураж сельской избы, наполняет душу ощущением тепла и счастья.

Художники и иконописцы, покинувшие Россию после революции, продолжали классическую, дореволюционную традицию нашего искусства. 

Росписи монахини Иоанны (в миру — Юлии Рейтлингер) из эмигрантской церкви Св. Иоанна во французском Медоне включают в себя и изображение Рождества Христова. Сюжет здесь выполнен канонически, однако число действующих лиц сведено до минимума, чтобы дать акцент на радости рождения Христа. Фанерные щиты с росписями спас, перед самым разрушением храма, наследник известной фамилии, издатель и переводчик Никита Алексеевич Струве (1931–2016). Долгие годы, сначала в Монжероне силами эмигрантов, а позже в Москве, в Доме русского зарубежья, велась кропотливая работа по сохранению щитов, и сейчас их может увидеть каждый желающий.

В наши дни российские живописцы продолжают осмыслять красоту Рождества Христова. Эксперименты ушли в прошлое, художники транслируют духовные смыслы, их произведения говорят о главном. Юрий Николаевич Волков в картине «Сочельник» показывает деревянную церковь с горящими внутри огоньками, на небе — мириады звезд. «Сочельник. Час первой звезды» Сергея Смирнова, напротив, изображает уютную городскую квартиру, но в окне виднеется храм, а на стене уютно горит лампадка.

 Русская музыка о Рождестве: Чайковский, Арефьева и Кинчев

Рождественское настроение подарил русской музыке Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик» рассказывает о том, что рождественский Сочельник — это время чудес, а зло всегда побеждается добром и любовью, и остается любимым публикой уже больше ста лет. У Чайковского музыка не сопровождает танец, а становится его главным элементом, благодаря которому даже самые фантастичные герои оживают и обретают характер. 

В цикле «Времена года», написанном Чайковским по заказу санкт-петербургского журнала «Нувелист», представлены живые картины русской природы и быта, олицетворяющие годичный круг забот и праздников. Завершает цикл пьеса «Святки» — светлый лирический вальс, навевающий мысли о рождественской елке и радостных приготовлениях к одному из главных праздников в году.

В самом конце XIX века к сюжету гоголевской повести «Ночь перед Рождеством» обратился Н. А. Римский-Корсаков. После премьеры автора часто упрекали в том, что основную смысловую нагрузку в его опере несут симфонические, а не вокальные эпизоды. Между тем именно в этих эпизодах изображены зимние пейзажи Диканьки, полет Вакулы в столицу, пляска звезд… Из этих звуковых или, как называл их сам композитор, «движущихся» картин и состоит оркестровая сюита «Ночь перед Рождеством».

«Елка», рождественская опера дореволюционного композитора Владимира Ребикова, написана по мотивам двух грустных рождественских историй — «Девочка со спичками» Андерсена и «Мальчик у Христа на елке» Достоевского. Маленькая нищенка просит милостыню на улице в канун Рождества. Никому нет до нее дела, все спешат домой, к родным. Из окон доносятся звуки вальса — там вокруг елки танцуют счастливые дети. А девочка постепенно замерзает, и ей грезится роскошный зал с громадной елкой. Елка превращается в огромную лестницу, по которой девочка в окружении ангелов поднимается на небеса. Эта опера признана лучшим произведением Ребикова в России и на Западе. К сожалению, слава композитора угасала уже при его жизни, и сейчас он не известен широкой публике.

В позднесоветское время и в наши дни продолжается традиция рождественской песни в композициях в жанрах «рок» и «фолк». Песня группы «ДДТ» «Рождественская» наполнена яркими образами праздника: в ней обозначена тема света, борьбы добра со злом. «Только скрипнет рассвет, / Он войдет в эту дверь / И очистится свет, / И отступится зверь», — так Юрий Шевчук осмысляет торжество. Песня «Рождество» группы «Алиса» стала определяющей для духовных поисков ее лидера Константина Кинчева и символизировала выбор им православия как основного пути, уход от язычества и разбитной рок-н-ролльной жизни: «Рождество. Снег / Чистым январем / Духом воспрять, / От всенощной выйти другим», — поет он. 

Рождественская композиция Ольги Арефьевой «Ликуй, спасенный мир» стала русскоязычным переводом традиционной английской песни God Rest Ye Merry Gentlemen. «Господь дает добрым людям радость и покой, / Звезда взошла над Вифлеемом, народился Он — / Божественный младенец лежал во яслях», — доносит до нас поэтесса рождественскую радость под благозвучный аккомпанемент гитар, клавишных и виолончели.

Русская рождественская поэзия: Бунин, Пастернак и Бродский

Русская поэзия о Рождестве представлена прекрасными произведениями Бунина, Фета, Пастернака, Бродского, Кушнера и других авторов XIX и XX веков.

Дореволюционная рождественская поэзия лирична, для поэтов того времени рождение во плоти Иисуса Христа — это праздник мира, гармонии, время размышлений о душе. 

В стихотворении Ивана Бунина «Вечерний ангел» посланник Бога встречает в степи ребенка и благословляет его, осенив дитя улыбкой и взмахом своих крыльев. Рождество стало для ребенка праздником познания гармонии и красоты мира.

И в созерцании впервые

Дитя познало красоту,

Лелея грезы золотые

И чистой радости мечту. 

Афанасий Фет в произведении «Ночь тиха» описывает момент рождения Христа простыми словами, за которыми стоит тихое торжество праздника:

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи —

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

В XX веке в России встретились две традиции рождественской поэзии. Борис Пастернак в «Рождественской звезде», написанной уже в послевоенное время, наследует классическим канонам: событие Рождества показано через образы заснеженной пустыни, «морозной ночи» как сказки и Христа, «сияющего, в яслях из дуба». 

Иосиф Бродский, относящийся к другому поколению, сплетает антураж рождения Христа с жесткими советскими реалиями:

Производит осаду прилавка

грудой свертков навьюченный люд:

каждый сам себе царь и верблюд.

Это безвременье поэт видит только как пелену, сумрак, которые не способны умалить вселенскую радость:

Но, когда на дверном сквозняке

Из тумана ночного густого

Возникает фигура в платке,

И Младенца, и Духа Святого

Ощущаешь в себе без стыда;

Смотришь в небо и видишь — звезда.

Современный поэт Михаил Кукин, подобно Бродскому, призывает сквозь современность видеть отблески великих событий Рождества:

Присмотрись: все в движении,

Все в непрерывном движении

И волхвы затерялись в толпе, незаметные нам

(«В направлении Нового года и далее, в сторону Рождества»). В наше сложное, циничное время импульс развитию поэзии придают как раз христианские традиции. 

Русское кино о Рождестве: «Вечера на хуторе» и «Невеста»

Завершим наш рождественский обзор кинематографом. Советское новогоднее кино в духе «Иронии судьбы» и «Карнавальной ночи» к светлому празднику, конечно, никакого отношения не имеет. Правда, в мюзикле «Чародеи» по сценарию братьев Стругацких режиссер Константин Бромберг смог создать рождественскую атмосферу — за счет добрых чудес и отсылок к русской мифологии (например, институт волшебства находится в вымышленном городе Китежграде).

«Морозко», снятый великим Александром Роу по мотивам русской сказки, наполнен прекрасными актерскими работами Александра Хвыли, Натальи Седых и Инны Чуриковой и чудесной атмосферой — но рождественским фильмом в его буквальном значении также считаться не может.

Тем не менее пример советского кино о Рождестве существует — это картина того же Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки», снятая по мотивам Гоголя: в ней антураж дивного праздника представлен во всей красе. Кстати, зимнюю натуру снимали не в Малороссии, а под Кировском в Мурманской области, где была построена украинская деревушка.

В российских фильмах рождественские сюжеты про обездоленных людей, к которым приходит счастье, происходят в канун Нового года, ставшего главным национальным праздником. В «Сироте казанской» Владимира Машкова сельская учительница Настя пытается отыскать своего отца, которого никогда не видела… но находит сразу трех (их виртуозно исполняют Гафт, Дуров и Табаков!) — и душевно встречает с ними Новый год. В «Улыбке судьбы» Марины Мигуновой одинокая пожилая женщина Вера Сергеевна собирается встречать Новый год наедине с телевизором, но у нее дома вдруг оказывается толпа народа: грузинский коммерсант, милиционер, странный, юродивый и другие… В эту ночь все гости, включая хозяйку, получают свой кусочек радости.

Правда, есть в кино последних двадцати лет один прекрасный пример переноса рождественских аллюзий в современность — это картина Эльера Ишмухамедова «Невеста». Как-то на Святки провинциальная студентка Оля решает погадать. Она зажигает свечу перед зеркалом и видит в нем суженого: молодого человека Сашу, в которого, еще будучи школьницей, влюбилась прямо на улице с первого взгляда. Дальше все идет немного не по плану, но мужа себе Оля все-таки находит. «Невеста» — фильм нежный, слегка наивный, но от этого еще более трогательный.

Тем не менее русское кино о Рождестве — это пока редкий жанр, взыскующий оригинальные идеи и новые таланты. 

А какие образцы русского искусства на тему Рождества близки вам? Пишите в комментариях.

 

Петр Скопин