Перейти к основному содержанию

Запись блога пользователя «Лаборатория Клевер »

Музыка влияет на все социальные сферы. В ней отражается история страны и характер народа. Вклад русских композиторов в мировое музыкальное наследие огромен. Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский — эти имена известны во всём мире. С помощью классических произведений мы говорим о себе далеко за пределами российских границ.

Сегодня наш эксперт — кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств Георгий Ковалевский — рассказывает о пяти знаковых русских операх, в которых отражена история нашей страны. Этот материал можно использовать на уроке «Разговоры о важном» по теме «День музыки».

М. И. Глинка. Жизнь за царя




 

Михаила Ивановича Глинку можно назвать основоположником русской классической школы. Он нащупал нечто своеобразно-национальное, что можно было показать в рамках классической музыкальной традиции.

Его первая опера «Жизнь за царя» прошла с большим успехом в 1836 году и стала знаковой для российской классической музыки. Даже в годы советской власти, хотя тема царя была под запретом, в перелицованном виде и с названием «Иван Сусанин» она продолжала идти на оперных сценах.

Глинка нашел важную патриотическую ноту и сумел отразить в сюжете тему жертвы индивидуального ради всеобщего. В этом произведении мы видим, как семья и личность готовы принести себя в жертву ради существования государства. Но государства не как карательной институции, а как способа существования страны, державы как таковой.

Глинка виртуозно соединил русскую песенность с немецкой полифонией. Он показал наше национальное в рамках существующей европейской музыкальной традиции.

Опера «Жизнь за царя» оказала огромное влияние на композиторов, неслучайно ее показывали во всех торжественных случаях, она постоянно была в репертуаре. Ее можно назвать краеугольной оперой русской музыки.

Аудиофрагмент «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки:


А. П. Бородин. Князь Игорь



 

Историческая тема в операх далее приобретала разные оттенки и находила разные рамки. Интересное наблюдение в опере «Жизнь за царя»: там русские поют, а враг танцует. И вот такое танцевальное начало очень ярко заявлено в опере Бородина «Князь Игорь». К сожалению, композитор не дописал оперу, и уже после его кончины ее завершали его ученики и соратники.

Здесь основная тема — русская история в синтезе с восточным началом. Бородин берет шедевр древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Но находит своеобразный ракурс. Ему важно показать половцев не просто как безусловных врагов, которые желают уничтожить Русь, а как какую-то иную реальность, которая вступает в контакт с человеком. Бородин пытается в этой опере отойти от прямой историчности и исследовать, что же в русской истории было от Востока.

И половецкие пляски в этом контексте, с одной стороны, — стихия и, может быть, даже страшная стихия. С другой стороны, эта стихия завораживает своеобразной красотой, она пленяет, в ней сочетается лирика и мощный напор. Загадочная сфера, которая находится вроде бы рядом, по соседству. Но вместе с тем иная.

Аудиофрагмент «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина:

 



М. П. Мусоргский. Борис Годунов




Для либретто Мусоргский взял текст знаменитой одноименной драмы А. С. Пушкина. И здесь композитор ставит вопрос о самой природе власти. Если у Глинки власть безусловна, а государство превыше общественных интересов, то Мусоргскому, и здесь он следует за Пушкиным, важнее понять, какой ценой достигается эта власть.

Когда Пушкин писал свою драму, он, конечно же, знал, что доподлинно неизвестно, убивал ли Борис Годунов царевича Димитрия или нет. Но поэту важно было показать взаимодействие самодержца с этим миром. Что в итоге получает человек, который достиг высшей власти, достиг всего, чего хотел? Кто он такой, властитель, и насколько легитимна его власть?

Неслучайно эта опера в авторской редакции стала не совсем удобной для царской России, она выбивалась из пышно-парадного контекста. Уже в оркестровке Римского-Корсакова она после перерыва вышла на оперную сцену. Но изначально у Мусоргского это живая, цепляющая история о судьбе человека, который приходит к исполнению своих желаний, но потом оказывается в каком-то странном мучительном положении. Да, он достиг всего, чего хотел, но цена за это слишком высока.

И если у Пушкина Борис Годунов более холодный, расчетливый персонаж, то у Мусоргского — это личность, которая наделена совестью. Он переживает, в нем постоянно идет конфликт между Борисом-человеком и Борисом-царем.

Аудиофрагмент «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие» из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского:


П. И. Чайковский. Мазепа




Продолжение этой темы мы видим в опере Чайковского «Мазепа». Опять же Пушкин, его поэма «Полтава», поэма о предательстве, о любви. Личность Мазепы, который оказывается перебежчиком, уходит на сторону врага, — абсолютно неординарная. Он очень талантливый, умный, расчетливый. Но жажда получить всё в мире, занять высший престол становится для него самым главным. И как человек он терпит крах.

Мазепа губит всё, что вокруг него. Он губит девушку, которая в него влюблена, губит своего друга, губит жениха этой девушки. Так Чайковский вскрывает русскую историю с акцентом на личности. Для него история государства складывается из переживаний отдельных персонажей.

И в этой опере звучат петровские марши, и здесь показывается Полтавская битва, но для композитора оказываются главными другие вещи. Например, колыбельная Марии, которая поет ее своему угасающему жениху. 

Аудиофрагмент: Колыбельная Марии из оперы «Мазепа» П. И. Чайковского:



Н. А. Римский-Корсаков. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии




Это важная опера для русской истории. Мечта о Китеже, идеальном царстве всеобщего благоденствия, к которому мы всё время так стремимся и которого невозможно достичь.

Римский-Корсаков действует в «Китеже» как эпический художник. В его произведении наступающий Восток — это не интригующе-таинственный Восток Бородина. Здесь это разрушительная сила, которая рано или поздно всё на своем пути сметает. И что остается после того, как исчезает время, что находится за границей апокалипсиса? Китеж-град, мечта об инобытии, о небесном граде Иерусалиме.

И хотя у Римского-Корсакова отношение с религией были не очень простыми, он создал мир, где нет ни горя, ни воздыхания — только бесконечная радость и созерцание божества. Это ощущение складывалось у композитора под влиянием места, где он писал свое сказание. Север Псковской области, русская природа, озера, лес — зыбкое пронзительное пространство, гармония природы, создавшее для него аналог Царствия Небесного.

Эта опера стала символом для многих русских художников. Символом недостижимой мечты, какой-то нереально идеальной истории. Но ведь искусство всегда ставит планку, которой человек не может достичь при жизни. Оно всегда берет немножечко выше.

Аудиофрагмент из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова (вступление):



 

Надеемся, что этот материал будет полезен учителю как дополнительный на уроке «Разговоры о важном» по теме «День музыки».

Фото с сайта Мариинского театра


[ Изменено: Среда, 30 августа 2023, 14:48 ]

Комментарии